«Основную угрозу безопасности представляют не водители, а дорожная инфраструктура»

МВД подготовило законопроект об «опасном вождении»

В ПДД может появиться понятие «опасное вождение». Проект постановления правительства на эту тему уже подготовило Министерство внутренних дел. Документ опубликован в открытом доступе. Термин «опасное вождение» предполагает, что водитель создает опасность для движения, если при перестроении не уступает дорогу транспортному средству, которое пользуется преимуществом. Нарушителем будет считаться и тот, кто постоянно резко перестраивается при интенсивном движении, когда все полосы заняты, не соблюдает интервал, а также необоснованно резко тормозит и препятствует обгону. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов побеседовал с ведущим «Коммерсантъ FM» Алексеем Корнеевым.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

— Вот эти определения — «необоснованно резко тормозит», «не соблюдает интервал», «препятствует обгону», «перестраивается при интенсивном движении» — в общем, содержат некие субъективные оценки, которые, может быть, при движении не так просто вычислить и объективно оценить. Как вы думаете, возможно ли вообще это, и есть ли смысл добавлять в ПДД эти понятия?

— Я бы хотел, кстати, еще обратить внимание на то, что эти формулировки являются лишь частью того, что предлагает МВД. Все-таки формулировки там выглядят очень интересным образом. В частности, одно нарушение правил дорожного движения, одно, я хочу подчеркнуть, может быть квалифицировано как опасное вождение. И здесь возникает очень большая опасность. Вот смотрите, вы перестроились, допустим, в соседний ряд через сплошную линию и нарушили требования разметки — это штраф 500 руб. Но в то же самое время инспектор может интерпретировать это нарушение как опасное перестроение и лишить вас прав на какое-то время, если вы с ним не договоритесь на месте.

Также хочу отдельно подчеркнуть, что в нашем законодательстве получается двойная коллизия. У нас предполагается, что эти нарушения правил дорожного движения опасны. Тогда что же с остальными, они не опасны? Тогда за что штрафуют людей, которые совершают эти нарушения? То есть возникает терминологический вопрос, и, самое главное, возникает возможность для недобросовестных инспекторов произвольно трактовать те или иные нарушения и таким образом вымогать у водителей деньги.

— То есть все дается на откуп в прямом и переносном смысле представителям ГИБДД?

— Конечно же, здесь будет решать сначала гаишник, потом он будет составлять протокол и передавать эти протоколы в суд, то есть формально решение принимает судья. Но те водители, которые имели удовольствие доказывать свою правоту в наших судах, знают, что это занятие относительно бесперспективное и занимает очень много времени, а самое главное — нервов и денег. Соответственно, мы уже потихонечку ушли от той ситуации, когда надо было договариваться с инспектором, чтобы не терять ни время, ни нервы, ни деньги. Сейчас получается, если эта произвольная трактовка действий водителя будет введена, то эти времена вернутся.

— Но как-то с этим же бороться надо, с людьми, которые в шахматном порядке путешествуют по дорогам, и, честно говоря, действительно опасные ситуации возникают благодаря им. Как еще можно бороться?

— Я немножко попротиворечу вам: нет ни одного статистического исследования, которое бы показывало, что эти люди являются основным источником опасности на дороге, ни одного, то есть все это основано, эти предложения МВД, эти законопроекты и все остальное, на предположениях и субъективных впечатлениях от подобных действий водителей. И, к сожалению, никакой науки, никакой статистики за этим не стоит.

— Понятно, то есть с этим бороться и не надо, как такового опасного вождения не существует?

— Оно существует, но основную угрозу безопасности на наших дорогах представляют, как ни парадоксально, не те, кто опасно водят, а, к сожалению, устаревшая дорожная инфраструктура, в частности отсутствие отбойников, отсутствие заграждений.

Я буквально недавно проехался по относительно современной дороге М8, так вот она вся в венках не из-за того, что там опасно водят, а из-за того, что дорожники забыли поставить ограждения перед, по сути, пятиметровым обрывом. Можно сколько угодно бороться с якобы опасным вождением, но до тех пор, пока не появится физический барьер, который будет препятствовать вылету автомобилей и переворачиванию, особенно это актуально в зимний сезон, когда будет скользко, ничего в плане безопасности исправить будет нельзя.

Вся лента