«Большой культурологический кризис наступит лет через десять»
Экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков о том, как построить стратегию развития России
Когда нас ждет культорологический кризис? Чем закончится история с перестановками в парке Горького? Как определить модель будущего России? На эти и другие вопросы ведущим «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву и Константину Эггерту ответил руководитель Центра исследований экономики, культуры и городского развития экономического факультета МГУ, экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков в рамках программы «Демократия».
«Большинство граждан России — пассионарные люди»
Сергей Капков о том, продолжается ли тот процесс, который он начал на посту главы департамента культуры Москвы: «Давайте отвечу за Россию. В России он продолжается. Мои бывшие сотрудники работают сейчас в Татарстане, есть предложения из Владивостока, из других регионов. Ребята разъезжаются, где-то реализовывают себя. Прогресс неизбежен, все будет меняться».
О главных проблемах России: «Закрытость и нежелание слушать чужие мнения, любые другие. Мир меняется быстрее, чем нам кажется. Компания Илона Маска произвела уже 1,5 млн электрических автомобилей, которые, как мы с вами знаем, как настоящие, можно ездить. У меня даже есть один такой. А весь российский автопром тоже произвел 1,5 млн автомобилей. Давайте посмотрим прогноз на ближайшие десять лет, что с чем будет. Давайте посмотрим прогноз, что будет с теми студентами, которые выйдут из того же МГУ, куда они пойдут работать. Или что будет с теми людьми, которые пошли сейчас молодыми лейтенантами работать в правоохранительную систему, что будет с ними через десять лет. Я думаю, что сейчас мы говорим "Кризис, кризис", но большой культурологический кризис как раз наступит лет через десять, потому что сейчас дети обеспеченных людей или дети чиновников идут в престижные вузы, потом идут в государственные корпорации или на госслужбу. А дети бедных людей, но хваткие, идут служить в армию, а после армии они идут работать в силовые органы — Следственный комитет, полицию. И через десять лет одни станут топ-менеджерами, дорастут, а те станут полковниками. Они будут ровесниками, но на жизнь они будут смотреть по-разному. Нацию социализирует, как говорит мой руководитель Александр Аузан, школа, университет, армия или тюрьма. Поэтому мы стараемся, чтобы людей социализировали школы и университеты, а не армия и тюрьма».
О том, кем он себя ощущает, и об окружающих его людях: «Я ощущаю себя пассионарным большинством. Я считаю, что большинство граждан России — уникально пассионарные люди. У нас намного больше талантов, чем в любой другой стране, дайте им только возможность реализоваться. Я был тихим и незаметным депутатом Государственной думы, а потом стал ярким, красивым и замечательным директором парка Горького. Такую возможность мне предоставил Сергей Семенович Собянин. Вы думаете, таких мало? Полно. Я таких вижу каждый день».
«ЧМ-2018 у России не отнимут: футбол вне политики»
Сергей Капков о национальной идее: «Мы — страна уникально талантливых людей, от балета до космоса. Поэтому мы должны продолжать производить талантливых людей, вот и все. И для этого нам нужны качественная медицина, качественная безопасность и качественное образование. У нас есть фундаментальная наука, у нас есть фундаментальная школа. Это, конечно, с оглядкой или с опорой на прошлое. Это все достаточно понятно. Еще раз повторю на самом легком примере. Парк Горького — не придумано ничего, он же был построен давно, расчистили, сделали, новые люди пришли. Московский государственный университет тоже появился не вчера. И вот эти институции и должны работать, они являются локомотивами».
О перестановках в руководстве парка Горького: «Мне не нравится форма расставания с людьми. Можно было поблагодарить, пожать руки и, предположим, даже перевести на повышение или что-то предложить. А когда вот так: все, спасибо, до свидания — это не только к бывшему руководителю парка Горького не очень корректно, это все-таки, конечно, напрягает и всю отрасль культуры, потому что каждый руководитель учреждения понимает, что с ним это может произойти точно так же, за одну минуту. И, наверное, поэтому Захарова как яркий этому пример была выбрана неслучайно».
О Блаттере, Платини и ЧМ по футболу: «Я считаю, что если бы не вмешательство Америки, то все бы было хорошо, и FIFA и UEFA. Они работали по тем же самым лекалам, как было принято. Но мне тоже это всегда очень странно. Чего мы обсуждаем их-то? Конечно, мы сейчас попали, и от решений по FIFA и UEFA зависит очень наш чемпионат мира, хотя я уверен, что все будет хорошо. Но у нас за четыре года или за сколько, последних шесть лет, никакого внятного руководителя Российского футбольного союза не появилось. Если мы говорим, что это усиление, когда министр спорта возглавляет одну из федераций, я так не считаю, при всем моем большом уважении к Виталию Леонтьевичу Мутко, он мой товарищ, но два предыдущих руководителя просто уничтожили и Российский футбольный союз и во многом даже футбол в России».
«Нам категорически нужно определить модель будущего страны»
Сергей Капков о работе нового Центра исследований экономики, культуры и городского развития: «Основной проект, который мы будем реализовывать, — мы будем участвовать в создании Стратегии-2035, которая должна определить планы развития России на будущее. Остальные вещи, связанные с консалтингом городов, с исследованием городов, с консалтингом Москвы, предпринимателей мы также с удовольствием делаем. Так как это МГУ, наверное, главное высшее учебное заведение, все лекционные программы, программы, связанные с конгрессами, круглыми столами, мы в этом тоже активно участвуем. На сегодняшний момент миссия есть у всех нас, у МГУ точно. Нам категорически в ближайшее время надо определить модель будущего жизни страны, то есть какую страну мы видим через 10, 15 лет, во всех планах. Надо обсуждать, какую страну мы хотим видеть в будущем, какие для этого действия надо предпринимать всем, причем не только властям, но и каждому из нас».
О ситуации в России: «Происходит стагнация, происходит падение всех рынков. Происходит сокращение экономического развития, что, наверное, закономерно. Стратегия в такой ситуации категорически нужна».
О том, какие взгляды на будущее России сейчас преобладают: «Есть две модели, которые обсуждаются. Одна модель заключается в том, что ту ситуацию, которая существует на сегодняшний момент, надо зафиксировать и от нее отталкиваться, развивая страну. Есть другая модель: сначала надо создать модель будущего, то есть какой мы на самом деле хотим видеть страну, и двигаться уже в этом направлении».
О том, как он сам видит будущее страны: «Я считаю, что необходимо активнейшее развитие среднего и малого бизнеса, потому что разговоры про промышленность при нынешнем технологическом развитии не решат вопросы занятости населения в таком объеме. Средний и малый бизнес может дать возможность людям работать и платить налоги. Я вижу сильную медицину и сильную систему образования, конкурентоспособную. Я вижу меньшее давление государства на средний и малый бизнес. Я вижу сильную полицию и эффективную армию. Сила определяется только эффективностью работы, а не бряцаньем железа. В это должны поверить люди».
Об особенностях жителей России: «Это как раз и есть наша культурологическая проблема, что в силу православного прошлого и настоящего, в силу большого советского периода жителям России нужна некая мечта, миссия. Это миссия, которая объединяет всех — от главы государства до обычных людей, они понимают, что делать. Мы страна символов. Мы легко объединяемся вокруг Олимпиады, мы легко объединяемся вокруг Крыма. Мы легко объединяемся вокруг парка Горького. Кто не объединится вокруг качественной медицины, вокруг качественного образования?»