Высокотехнологичное преступление
Валерий Чусов, журналист, Москва
Что случилось с Volkswagen? Он обманул. Обманул с использованием современных технологий, которые созданы для обеспечения соответствия экологическим нормам.
Самый интересный вопрос в этой истории - кто? Кто натравил экологов? Конечно, они могли просто так взять да и проверить. Но гораздо интереснее конспирологическая версия, по которой все это было организовано для того, чтобы убрать с поста председателя совета директоров и генерального директора Volkswagen AG Мартина Винтеркорна.
В апреле этого года о таком желании объявил Фердинанд Карл Пиех, глава наблюдательного совета Volkswagen в тот момент. Это внук того самого Фердинанда Порше, почетный доктор двух университетов, почетный профессор еще одного, почетный гражданин четырех городов, "Автомобильный менеджер века" и "Звезда отрасли десятилетия" и прочая и прочая. В Porsche и Volkswagen он прошел путь от инженера до председателя правления. Среди его достижений - создание полного привода quattro и турбодизелей TDI. Он стал примером того, что инженер может успешно руководить: возглавил Volkswagen в 1993 году, когда группа была убыточной, и через девять лет оставил своему преемнику Бернду Пишетсридеру компанию, которая приносила более двух миллиардов евро. Правда, в 2006 году Пиех сместил Пишетсридера, чтобы заменить его с 01.01.2007 Мартином Винтеркорном, который до того возглавлял Audi. Также инженер по образованию, Винтеркорн внес не менее весомый вклад в процветание группы, чем его старший товарищ.
Наказывать за эту историю надо не Volkswagen, а тех, кто писал регламенты для испытаний и проводил тесты.
Но весной этого года Фердинанд П., теперь уже председатель наблюдательного совета группы Volkswagen, в очередной раз решил действовать по принципу Тараса Б.: я тебя породил, я тебя и... того. Причины недовольства Винтеркорном не очень ясны, Пиех просто заявил, что не видит его в качестве своего преемника и вообще дистанцируется от него. Однако мнение главы правящей династии, которому лично принадлежит 17 процентов акций концерна, разошлось с мнением других акционеров и членов наблюдательного совета. И в итоге уйти пришлось самому Пиеху. Это было в апреле. А в мае экологам в Америке внезапно пришла в голову мысль проверить состав отработанных газов фольксвагеновских дизелей, которые продавались в стране с 2008 года. И они узнали, что на ходу автомобили выдают гораздо больше оксидов азота, чем на стенде. В отдельные моменты превышение до сорока раз! Не спешите постить фоточки Passat в соцсетях с подписями "Мы все умрем!": лет двадцать-тридцать лет назад даже в Калифорнии автомобили выбрасывали столько же, и некоторые из живших тогда людей пока еще ходят и даже разговаривают. Но обманывать нехорошо, скандал раскрутили, и в сентябре было официально объявлено о том, что машины будут отозваны для модификации, а несколько руководителей Volkswagen отправились в отставку.
Итак, операция по смещению Винтеркорна, если она существовала, увенчалась успехом. Но какой ценой! Рушится не только репутация концерна, которую сам же Пиех ковал длинными рабочими днями и ночами, изнуряя подчиненных своими придирками и капризами. Рушится репутация дизелей как соперников новомодным гибридам. Разваливается десятилетиями культивируемая идея о превосходстве немецкого инженерного гения. Неужели исполнение желания кого-то уволить может стоить так дорого? Впрочем, даже после падения акций Volkswagen, которое достигало 40 процентов, от трехмиллиардного состояния Пиеха остается достаточно, чтобы прокормить его двенадцать детей. Вполне можно позволить себе показать, что твои желания еще что-то значат.
Возможно, что эту гипотетическую операцию организовал не сам Фердинанд Карл, а кто-то из верных "пиеховцев". Но и тогда все участники истории получили по заслугам. Такие вещи могут происходить без ведома руководства только в романах о благородных менеджерах или в плохо управляемых компаниях, к которым Volkswagen не относится.
И знаете что? Наказывать за эту историю надо не Volkswagen, а тех, кто писал регламенты для испытаний и проводил тесты.