«В крае севера убогом»
Hyundai Santa Fe в краю рунопевцев
На Земле еще остались места, в которых можно почувствовать отголоски древнего волшебства. Не только в средней полосе России, где "лес и дол видений полны", но и "в крае севера убогом", где тем не менее есть "поляны золотые". Вот туда, в край рунопевцев - в Карелию, если кто не понял, - мы и отправились на новом Hyundai Santa Fe.
Наш путь лежит в Калевалу. Раньше это селение, расположенное на берегу озера Среднее Куйто, называлось Ухтой, но в 1963 году было переименовано в честь знаменитого эпоса. Логично - ведь именно в Ухте собиратель фольклора Элиас Леннрот, мотавшийся два века назад по карельским деревням, повстречал певцов самых интересных рун. Собственно, "Калевала" означает место жительства Калева - прародителя сильно могучих богатырей. Аборигены скромно гордятся тем, что ведут свою родословную от этих крутых парней.
Пара тысяч километров - не расстояние для современного автомобиля, комфортабельного, как новый Santa Fe. Подвеска невозмутимо переваривает дорожные неровности - асфальт хорош только на основных северных трассах. Навигатор исправно информирует о наличии отелей - таковые имеются лишь в более или менее крупных населенных пунктах. И автозаправок - они вообще редкое явление на местных шоссе. Пассажиры получали удовольствие от поездки, любуясь на облака через новый панорамный люк в крыше и поглаживая приятные на ощупь и на взгляд новые вставки в оформлении салона. Водитель похвально отозвался о продвинутом круиз-контроле, который самостоятельно сбрасывал скорость при появлении встречных машин на нашей полосе, а затем вновь увеличивал ее. Не меньшее его одобрение вызвали камеры кругового обзора, мультимедиа с восьмидюймовым экраном, а также память положения водительского кресла и зеркал.
- А знаете ли вы, - с энтузиазмом вопросил человек за рулем, - что у нового Santa Fe имеются четыре комплектации: Start, Comfort, Dynamic, High-Tech, а также расширенная топовая версия с дополнительным пакетом High-Tech + Advanced pack?
- Да неужели? - вежливо изумились мы, но тут шоферу вздумалось спрямить поворот на узкой дороге, и система предупреждения о пересечении разметки разразилась протестующим писком. Тоже полезная штука, конечно, но, честно сказать, слишком назойливая...
В общем, 700 верст от Москвы до Ладоги проехали с ветерком. Заночевать решили в гостинице с литературным названием "Абырвалг".
- Это "главрыба" наоборот, - щегольнул эрудицией один из нас. Мы все, разумеется, читали "Собачье сердце" Михаила Булгакова, но знаток не успокоился, пока не пересказал в подробностях весь эпизод с "главрыбой", неправильно прочитанной Шариковым.
"Мне навеял песен ветер"
Кто из нас не любит воспетое Пушкиным пышное природы увяданье? Особенно когда леса действительно одеты в багрец и золото, как в Карелии. Всю тысячу километров до Калевальского района листва по обеим сторонам дороги звенела, словно червонцы царской чеканки, рыба беспечно плескалась в тихих озерах, черники и брусники на окрестных полянах было бессчетно, а грибы росли быстрее, чем мы успевали их собирать во время привалов. Все, что не могли съесть сразу, хозяйственно забирали с собой - все-таки в каждом из нас живет маленький жадный Карлсон.
- Я нарвал их на тропинке, - бормочет себе под нос коллега, укладывая ведро с ягодами в подпол багажника нашей машины, пространства для этого там вполне достаточно, - их набрал себе на ветках, их собрал себе я в травах, их я поднял на дороге...
Между прочим, товарищ наизусть шпарит "Калевалу". Там, разумеется, речь шла не о грибах-ягодах, а о словах и песнях, но ведь запомнил! Рунопевец наш!
На Калевалу ведет дорога, уходящая от федеральной трассы Кола в районе города Кемь. Она тянется вдоль одноименной реки, что делает этот путь в чем-то сказочным: живописные берега, тихие заводи, небольшие деревеньки в небольшом же количестве. На рассвете, в молочном тумане, скрадывающем силуэты ближайших предметов, по дороге призраками проплывают местные мужики на велосипедах, с удочками, собравшиеся на рыбалку. Благо, что в этих местах за уловом далеко ездить не надо: рыба клюет практически везде, где закинешь крючок в воду.
А вот и Калевала. На берегу роскошного озера раскинулась легендарная деревня, известная с XVI века. Сохранившиеся до наших дней деревянные дома, правда не столь древние, но тоже весьма почтенного возраста, стоят с начала XIX века. Здесь - особенно ночами, глядя в бездонно-звездное небо, - хочется думать о вечном, о связи рода человеческого с космическими силами, чем, собственно, пропитаны песни Калевалы. Серебристое дерево, вымытое дождями и выглаженное ветрами за два столетия, придает этой части поселка, которую жители называют Ликопиа, вид седой старины. На улице, растянувшейся вдоль озера, жили известные рунопевцы и сказители. Здесь, в амбаре крестьянина Варахвонтта Яманена, во время своих экспедиций останавливался Элиас Леннрот.
Но главная достопримечательность Калевалы - засохший ствол дерева, что возвышается в центре поселка. По рассказам старожилов, в давние времена на озере был поросший соснами мыс. Сказители собирались вокруг самого старого дерева в роще, "чтоб пропеть мне предков песню, рода нашего напевы". А фольклорист Леннрот эти напевы слушал и записывал. В начале XX века построили плотину, вода размыла берега, и многие вековые сосны погибли. Но "сосну Леннрота" спасли от забвения - перенесли сухой крученый ствол в безопасное и всем заметное место. Так появился один из самых необычных памятников в Карелии.
По деревянным мостам
После Калевалы мы заехали в деревню Юшкозеро. Это место тоже богато как на красоты природы, так и на легенды. Славится оно и своими рунопевцами, а пуще того - деревянными мостами, живописно перекинутыми через реку Чирка-Кемь. На одном узеньком мосту нас повстречала добрая, как нам хотелось верить, рыжая собака.
- Наконец мы увидались, с двух сторон теперь сошлися, - попытался зачаровать ее древними рунами наш эрудит. Перешагивая через псину, он умильно бормотал строки бессмертного эпоса: - Редко мы бываем вместе, редко ходим мы друг к другу... Ребята, да идите сюда, она не кусается!
А мостик, между прочим, оказался сродни качелям - так охотно он покачивался в такт нашим шагам. Может, так и было задумано его строителями?
Есть, впрочем, на реке и другие мосты - огромные, широкие, с быками-опорами из вековых сосен, почерневших от времени. По такой переправе Santa Fe и без проблем сам проезжал, и спокойно расходился со встречными машинами.
Но главное испытание - местным бездорожьем - еще только поджидало наш кроссовер. Северная Карелия - холмистая страна, изрезанная озерами, реками и болотами, - всегда считалась не самым доступным местом, остается таким и сейчас. По проселкам, по волнам грейдера, в хлам разбитого тяжелыми лесовозами, с ежеминутным риском наскочить на камень или угодить в яму, особо не разгонишься. В общем, когда мы вновь оказались на приличной трассе, то обрадовались даже первому писку той самой надоедливой системы предупреждения о пересечении разметки. Впереди были хорошие дороги и благоустроенная Москва. И все-таки у каждого из нас частичка души - наверное, она оторвалась на каком-то ухабе - навсегда осталась в "крае севера убогом". В Калевале, "где луга богаты медом, где поляны золотые"...
HYUNDAI SANTA FE PREMIUM
Двигатель, бензиновый, R4
Объем двигателя, куб. см 2359
Максимальная мощность, л.с. при об/мин 171 при 6000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 225 при 4000
Трансмиссия 6at
Привод полный
Разгон до 100 км/ч, с 9.6
Максимальная скорость, км/ч 203
Средний расход топлива, л на 100 км 7.7
Цена в России, руб. от 1 759 000