Бизнес просит пересдать карты
Предприниматели готовят новый набор пожеланий правительству
Как стало известно "Ъ", предпринимательские объединения РФ сформулировали свои предложения для нового набора "дорожных карт" по улучшению инвестклимата (действующие должны быть реализованы до конца этого года). Как выяснилось, более всего бизнес беспокоит недоступность финансовых ресурсов и высокие налоги. В новые карты предлагается вписать решения по части подключения предприятий к инженерным коммуникациям, повышению прозрачности госзакупок и даже по введению института частных судебных приставов.
"Ъ" ознакомился с предложениями предпринимательских объединений (РСПП, ТПП, "Деловая Россия", АСИ) по расширению перечня "дорожных карт" по улучшению российского инвестклимата (новая предпринимательская инициатива (НПИ) 2.0). Напомним, действующий набор карт (сейчас их 11), запущенный в 2012 году, должен быть реализован до конца этого года. Карты описывают обязательства властей по упрощению процедур в строительстве, по таможенному оформлению, доступу к энергосетям, по регистрации собственности и предприятий, по развитию конкуренции и поддержке экспорта, по доступу к закупкам госкомпаний, повышению качества госрегулирования, налоговому администрированию и по оценочной деятельности.
Предприниматели полагают, что истекающими картами учтены не все их проблемы. Прежде всего речь идет о доступе к финансовым ресурсам — в письмах бизнес-ассоциаций отмечены высокая стоимость кредитования, повышение ставок по уже выданным кредитам, трудности с получением доступа к инвестиционным займам (требуется собрать и предоставить в банк от 1,8 тыс. до 2 тыс. различных документов).
Традиционно предприниматели недовольны высокими налогами и отмечают рост налоговой базы в последние годы. В РСПП предлагают разработать проект закона о предварительных разъяснениях налоговой службы, снижающих риск предъявления претензий к бизнесу, а также упростить доступ к заявительному порядку возмещения НДС. "Речь идет о подготовке новой карты, в которой будет представлена вся фискальная система в целом,— сказала "Ъ" управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова.— Должно произойти расширение карты до ставок и льгот (в нынешней есть только администрирование налогов.— "Ъ")".
ТПП предлагает снизить долю субъективных критериев при госзакупках. Сейчас, по оценке организации, в строительной отрасли доля таких нечетких требований при закупках составляет до 40% — в ТПП ее предлагают снизить вдвое. По мнению вице-президента палаты Дмитрия Курочкина, это можно сделать за счет привлечения независимых рейтинговых агентств к экспертизе торгов. Еще бизнес-объединения предлагают упростить подключение к инженерным сетям. "Остаются проблемы с подключением к электросетям — важно перевести работы всех монополистов в части подключения к коммуникациям в режим "одного окна"",— говорит член объединения "Клуб лидеров" (проводит мониторинг реализации карт) Андрей Зыков.
Согласно письмам ассоциаций, предпринимателям не хватает понятных инструментов коммуникации бизнеса и власти, однако конкретных предложений по этой части у них нет. "Деловая Россия" предлагает убрать коллизии в техническом регулировании, обеспечить поддержку разработчикам софта для несырьевых отраслей и привлекать частный капитал в систему ЖКХ. В РСПП хотят ускорить процесс принудительного исполнения судебных решений, предлагая рассмотреть возможность введения института частных судебных приставов, действующего в других странах. Также крупный бизнес предлагает активнее развивать саморегулирование. "Системного анализа возможности внедрения принципов саморегулирования в отраслях сейчас не ведется, хотя они вполне возможны, например, в сфере пожарной безопасности и в экспертизе промышленной безопасности",— сказал "Ъ" вице-президент РСПП Александр Варварин.
Предполагается, что, собрав предпринимательские пожелания, ответственное за этот процесс АСИ отправит их в правительство до конца ноября. Если Белый дом найдет запросы бизнеса разумными, они в итоге могут обернуться постановлениями о принятии новых "дорожных карт".