«Деньги на утилизацию не тратятся, и при этом люди не умирают»
Мир борется с нерациональным уничтожением продуктов
Жители Афин пообедали пищевыми отходами. Акцию устроила благотворительная организация Feeding the 5000. Волонтеры приготовили бесплатные блюда из овощей и фруктов, которые должны были отправиться на свалку. Супермаркеты признают их непригодными для продажи только из-за непривлекательного внешнего вида. Подробности — у Альбины Хазеевой.
По данным ООН, человечество выбрасывает около трети всего продовольствия. В прошлом году на помойке оказалось более 1 млрд тонн продуктов — достаточно, чтобы несколько раз накормить всех голодающих в мире. Значительная часть пищевых отходов на самом деле пригодна для употребления — это товары с истекающим сроком годности или просто некрасивая еда.
В Евросоюзе долгое время действовал запрет на продажу уродливых овощей и фруктов. Из-за этого на прилавки супермаркетов не попадало около 20% сельхозпродукции. Шесть лет назад ограничение сняли, но магазины все равно часто отбраковывают кривую морковь и узловатый картофель. Внимание к этой проблеме пытаются привлечь экологи и организации, которые помогают бездомным и нуждающимся.
Недавно во Франции приняли закон, запрещающий ритейлерам выбрасывать и уничтожать непроданные продукты, которые еще можно употреблять в пищу. Большая часть списанных товаров пойдет на благотворительность. Крупные супермаркеты должны заключить соответствующие контракты до середины следующего года. В России с похожей инициативой выступил Союз добровольцев. Предложение находится на рассмотрении Роспотребнадзора, сообщила глава организации, член Совета по правам человека Яна Лантратова.
«Мы переговорили с нашими коллегами из разных стран, в том числе в Соединенных Штатах Америки. Там крупные ритейлерские компании, когда уже видят, что подходит срок реализации, передают волонтерам. Те их оперативно готовят и раздают бедным. Мы не тратим деньги на утилизацию, и с другой стороны, люди не умирают», — рассказала Лантратова «Коммерсантъ FM».
Неликвидные продукты могут заинтересовать и покупателей супермаркетов, если предоставить на такие товары скидку. Французская сеть Intermarche даже провела пиар-кампанию овощей и фруктов неправильной формы. Для них придумали забавные названия и слоганы, например, «уродливый баклажан стоит так дешево, что мог бы быть еще более уродливым». В итоге посещаемость магазина с отделом уцененных продуктов выросла почти на 25%. Российские розничные сети стараются вести бизнес так, чтобы ничего не выбрасывать, поэтому отходов у них немного, заявил управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.
«Общие потери от усушки, утруски, кражи и испорченного вида у нас, например, в районе 0,47%. Это суммарно все. Поэтому разговор о том, что выбрасываются тонны, километры и все остальное — это утверждение не просто ложно, а создает какую-то непонятную шизофрению», — подчеркнул Потапенко.
В этом году в Ливерпуле открылось кафе, в котором подают блюда только из списанных продуктов. Владельцы заведения покупают их по символической цене у фермеров, ритейлеров и других рестораторов. Посетители платят за блюда столько, сколько считают нужным. Похожее заведение есть и в Копенгагене. Меню может сильно отличаться день ото дня, рассказал в эфире Deutsche Welle шеф-повар Rub&Stub Сорен Гримстрап.
«В обычном ресторане повар заранее знает, какое блюдо у него получится. У него есть строгие рецепты и конкретные ингредиенты. Я лишь примерно представляю, что получится в итоге. Все зависит от того, какие продукты нам удалось достать», — пояснил Гримстрап.
Европейцы и американцы иногда сознательно переходят на еду из мусорных контейнеров. Они вытаскивают товары в неповрежденной упаковке и избегают скоропортящихся продуктов. Движение называют фриганизмом или дампстер-дайвингом. Его адепты таким образом выступают против сверхпотребления. Сэкономленные деньги любители покопаться в помойке часто тратят на путешествия.