Полный разрыв авиалиний
Небо между Россией и Украиной закрывается
С 25 октября воздушное сообщение между Россией и Украиной полностью остановится. Вчера Киев лишил пассажиров последней надежды в виде российской "ЮТэйр", Москва остановила полеты украинских авиакомпаний еще раньше. Пересадочные маршруты по цене вполне могут конкурировать с закрывающимися прямыми рейсами, но среднее время в пути между Москвой и Киевом составит 8 часов 50 минут, что лишь немногим меньше 12-13 часов по железной дороге. Последняя при этом немного выигрывает по стоимости в купе, но не в люксе, хотя поезда ходят полупустые.
Госавиаслужба Украины приняла решение о полном прекращении с 25 октября полетов между страной и Россией. Официальная причина — отсутствие объяснения со стороны Росавиации причин ограничения полетов украинских авиакомпаний в РФ. Мера будет действовать до отмены введенных Россией запретов, поясняют в Министерстве инфраструктуры Украины. Если это произойдет, российские перевозчики, не попавшие в санкционный список Киева, смогут возобновить полеты.
В списке, утвержденном президентом Украины 16 сентября, 25 компаний: все, кто летал в страну, кроме "ЮТэйр", выполнявшей 21 рейс в неделю из Москвы в Киев и Львов и раз в две недели из Сургута в Киев. Москва в ответ запретила всем украинским авиакомпаниям — "Международным авиалиниям Украины" (МАУ), "Днеправиа", YanAir и "Мотор Сич" — с 25 октября летать в РФ. Министр транспорта Максим Соколов оценивал общие убытки авиаторов двух стран в 7-8 млрд руб. В "ЮТэйр" не стали обсуждать решение Украины о полном запрете полетов, но на сайте компании до вечера 12 октября можно было купить билеты на период после 25 октября.
По украинским данным, в первом полугодии авиационный пассажиропоток между двумя странами составил около 657 тыс. человек, из них российские перевозчики обслужили 431 тыс. человек.
Открывающуюся рыночную нишу уже готовы заполнить альтернативные перевозчики. Белоруссия объявила, что готова к росту транзита через Минск, "Белавиа" даже вводит рейс в Одессу. Украинские перевозчики также делают ставку на пересадочные маршруты: так, МАУ увеличивают частоту рейса Киев--Минск и Киев--Кишинев. AirBaltic, по словам ее вице-президента Яниса Ваганса, готова добавить самолеты и сиденья в зимний период, если будет спрос. Планирует отреагировать на это и Lufthansa. По оценке независимого эксперта Андрея Крамаренко, если "Белавиа" выстроит стыковочные волны так, чтобы совершать рейсы утром и вечером, она сможет захватить высокодоходный сегмент обслуживания командированных и принять 30-40% пассажиропотока от закрывающихся прямых рейсов. Другой вопрос, говорит эксперт, будет ли он интересен экономически: привлекательная для пассажиров цена билета может не покрыть себестоимость авиарейсов между нестоличными городами России и Украины. Основная сложность с отменой прямых рейсов коснется именно пассажиропотока между регионами или между столицей и регионами другой страны, уверен эксперт.
По цене альтернативные перевозчики могут конкурировать с операторами прямых рейсов. Так, билеты "ЮТэйр" на прямые рейсы Москва--Киев--Москва стоят от 15 тыс. руб., а наиболее дешевые билеты на транзитные полеты по тому же маршруту на начало ноября — 13-15,5 тыс. руб. Это рейсы "Белавиа" и Airbaltic через Минск и Ригу соответственно, а также Lufthansa через Мюнхен, Франкфурт или Вену. За 17-20 тыс. руб. можно долететь через Амстердам KLM и через Стамбул Turkish Airlines; в категории 20-27 тыс. руб. Czech Airlines предлагают перелет через Прагу, Azerbaijan Airlines — через Баку, Air Moldova через Кишинев и LOT — через Варшаву, далее начинаются совсем экзотические варианты с полетом через Шарджу.
Однако по продолжительности конкуренцию эти рейсы в основном проигрывают не просто прямым рейсам — зачастую и железной дороге. Минимальное время в пути между Москвой и Киевом предлагает "Белавиа" — 3 часа 10 минут против полутора часов прямого рейса. Однако в среднем транзитный перелет займет 8 часов 50 минут, что уже приближается к времени в пути по железной дороге (12,5-13,5 часа), причем 20% предлагаемых авиаперелетов превышают его.
Железная дорога не ожидает сложностей в случае внезапного наплыва клиентов. Как поясняют в ОАО РЖД, сейчас в сообщении между странами с учетом транзитных ежедневно курсируют 10-11 поездов формирования России, Украины и Молдавии и "заполняемость их низка". В монополии невысокую загрузку объясняют сокращением пассажиропотока между Россией и Украиной: за восемь месяцев 2015 года общее количество пассажиров, перевезенных всеми перевозчиками по инфраструктуре ОАО РЖД в международном сообщении с Украиной, снизилось на 48%, до 1,5 млн чел. "Уже сейчас мы можем перевезти большее количество пассажиров имеющимися поездами, а при необходимости есть возможность увеличить составность поездов за счет дополнительных вагонов",— заверяют в ОАО РЖД. В то же время конкурировать по цене железнодорожникам с авиаперелетами сложно: купейные билеты Москва--Киев--Москва стоят почти столько же, сколько самые дешевые авиаперевозки — 11-12 тыс. руб., а люкс дороже более чем вдвое.