"Трансаэро" отправляется в прошлое
Авиакомпания может прекратить полеты в ближайшую неделю
Как стало известно "Ъ", находящаяся на грани банкротства авиакомпания "Трансаэро" может прекратить полеты уже на следующей неделе. Комиссия Росавиации предложила прекратить действие сертификата эксплуатанта перевозчика, ссылаясь на ухудшение производственных показателей, которые могут сказаться на безопасности. Источники "Ъ" отмечают, что приказ о приостановке полетов может быть подписан после 15 октября, когда будет пройден пик авиаперевозок с участием "Трансаэро".
Вчера Росавиация завершила внеплановую проверку финансово-экономического состояния "Трансаэро", основанием для которой стало, в том числе, "ухудшение состояния безопасности полетов" и финансовых показателей проблемной авиакомпании, а также наличие "судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью". По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, проверка показала, что из-за ухудшения основных производственных показателей у "Трансаэро" действительно могут возникнуть проблемы с безопасностью и соблюдением прав потребителей. В итоге, говорит собеседник "Ъ", комиссия пришла к выводу, что работу авиакомпании "придется остановить", хотя окончательную формулировку "еще предстоит уточнить и утвердить". В Росавиации лишь сказали, что комплексное заключение по "Трансаэро" "еще не готово", а информация о "приостановке сертификата не соответствует действительности".
Источники "Ъ" между тем утверждают, что решение по сертификату "Трансаэро" с большой вероятностью может быть сформулировано "в более жесткой форме" — его аннулируют. Собеседники "Ъ" рассказывают, что ситуация с дальнейшей деятельностью "Трансаэро" вчера обсуждалась на совещании в Минтрансе и там решили сформулировать окончательный вердикт о судьбе компании через неделю. "Пока основное внимание сфокусировано на пассажирах — нельзя допустить масштабных сбоев, но после 15 октября пик перевозок рейсами "Трансаэро" закончится",— пояснил один из источников "Ъ". Он отметил, что ситуация с авиакомпанией напоминает "замкнутый круг": отказ от перевозки означает возврат денег пассажиру, но средств на это нет, при этом перевозка по тарифам "Трансаэро" не несет прибыли другим компаниям, и было бы выгоднее отказать в перевозке.
"Трансаэро" оказалась на грани банкротства из-за долга на уровне 260 млрд руб. Санатором должен был выступить "Аэрофлот", сделка сорвалась, но госкомпания перевозит пассажиров "Трансаэро" и обслуживает ее текущие платежи для обеспечения полетов. С сентября "Аэрофлот" перевез по билетам "Трансаэро" 1,6 млн человек — порядка 86,9% из 1,9 млн бронирований с датой окончания до 15 декабря.
Собеседник "Ъ" в туристической отрасли согласен, что во второй половине октября ситуация с перевозками "Трансаэро" будет развиваться "чуть спокойнее", поскольку продажи билетов уже остановлены. Кроме того, после 24 октября не будет туристических рейсов, за исключением маршрутов "Библио Глобуса" из Москвы в Шарм-эш-Шейх, Хургаду и Пунта-Кану. На них приходится около трети туристов компании, но три Boeing 777 для их перевозок вплоть до 15 декабря предоставит "Аэрофлот". Остаются неясными последствия для оставшейся части туристов "Библио Глобуса", которых предстоит обслужить после 25 октября — более 90 тыс. человек. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что туроператор уже перевел "Трансаэро" все платежи, но "деньги, по всей видимости, уже истрачены, и непонятно, кто и как будет возмещать кассовый разрыв".
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что регулярная маршрутная сеть "Аэрофлота" и "Трансаэро" во многом совпадает, поэтому в целом проблем с вывозом пассажиров возникнуть не должно даже после остановки авиакомпании. Исключение составляет лишь Казахстан, где "Аэрофлот" до сих пор летал только в один город (см. "Ъ" от 12 октября), но часть пассажиров сможет вывести местная "Эйр Астана". Еще одним ключевым направлением "Трансаэро" традиционно является Израиль, но "Аэрофлот" с июня 2014 года тоже начал туда регулярные полеты. В то же время, подчеркивает Федор Борисов, очевидны "неизбежные риски монополизации в пользу "Аэрофлота"" на тех международных маршрутах, где присутствовала "Трансаэро".