Террористы исповедались агентам
В Москве будут судить готовивших смертника для новогоднего представления
Как стало известно "Ъ", сегодня в Мосгорсуде начнется громкий процесс над 15 уроженцами Северного Кавказа, обвиняемыми в подготовке теракта в кинотеатре в канун 2014 года с использованием смертника. В случае отказа в самоподрыве исполнителя предполагалось ликвидировать. При этом СКР не усмотрел признаков терроризма в действиях кавказцев, а дело отрицающих свою вину фигурантов до суда довели следователи полиции.
Дело будет рассматриваться тройкой профессиональных судей Московского окружного военного суда, которому теперь подсудны дела о терроризме. Однако из-за отсутствия в военном суде зала, вмещающего столь большое количество подсудимых, процесс было решено проводить в здании Мосгорсуда.
Как сообщил "Ъ" адвокат Анар Мамедов, все 15 подсудимых отрицают свою причастность к инкриминируемым им преступлениям — покушению на терроризм (ст. 30 и 205 УК РФ), участию в незаконном обороте оружия и боеприпасов (ст. 222 УК РФ) и изготовлению взрывных устройств (ст. 223 УК РФ).
Большая часть обвиняемых, в том числе братья Анзор, Артур и Имран Текиловы, а также братья Инял и Нурмагомед Балакадашевы, были задержаны сотрудниками полиции и ФСБ в конце ноября 2013 года в квартире на улице Наташи Качуевской. Фактически она была превращена в общежитие, где койко-места снимали студенты, водители и рабочие, приехавшие в столицу с Северного Кавказа. Изначально сообщалось, что все задержанные являлись сторонниками запрещенной в России организации "Ат-Такфир валь-Хиджра", хотя в окончательном обвинении экстремизма не оказалось. У них сыщики изъяли несколько гранат, так называемый пояс шахида, тротиловые шашки, огнестрельное оружие и детонаторы. Позже был задержан предполагаемый лидер группы Тажип Махумудов, который имел московскую прописку и жил в другом месте, а также самый старший из обвиняемых Эрсмак Саралиев. По версии защиты, его задержали после того, как он выступил в СМИ с заявлением о невиновности других фигурантов дела. УВД по Восточному округу предъявило им обвинения по ст. 222 УК РФ. Затем материалы передали в столичный главк СКР, который добавил в дело покушение на терроризм и изготовление взрывных устройств. Мотивом преступления было названо устрашение населения столицы. Впрочем, после нескольких месяцев расследования следователи СКР исключили терроризм из обвинения, а все материалы вернули полицейским, так как оставшиеся статьи относятся к их компетенции. Тогда полицейские сами возбудили дело по ст. 205 УК и довели его до логического завершения.
По версии следствия, группа кавказцев готовила теракт в канун 2014 года. В кинотеатре "Киргизия" во время одного из новогодних мероприятий должен был подорваться террорист-смертник. Его роль отводилась Артуру Маслакову, бывшему москвичу, по какой-то причине потерявшему квартиру. Ставшего наркоманом Маслакова приютили и поддерживали кавказцы, под влиянием которых он принял ислам.
Роль остальных обвиняемых, по версии следствия, заключалась в изготовлении взрывных устройств и охране смертника. Они же, считает полиция, должны были убить исполнителя, если бы он отказался устроить самоподрыв. По некоторым данным, сразу после задержания Маслаков дал признательные показания, от которых позже отказался, заявив, что на него оказывалось давление.
Согласно экспертизам, у всех обвиняемых на руках и одежде были найдены следы взрывчатки. Впрочем, адвокаты ставят эти выводы под сомнение. "Следы смогли найти даже у тех, кто месяц не был в квартире, где жили обвиняемые",— заявил адвокат Валерий Рачков, представляющий интересы братьев Текиловых. Его коллега Мамедов, защищающий братьев Балакадашевых, отметил, что Инял приехал к живущему в Москве брату Нурмагомеду с Камчатки, где служил на рыболовецком судне. "В квартире у брата пробыл всего пару часов, но у него нашли следы взрывчатки",— говорит защитник. При этом адвокаты обращают внимание, что ни на одном из изъятых в квартире запрещенных предметов не оказалось отпечатков пальцев.
Обвинение же, по их словам, в основном строится на показаниях засекреченных свидетелей. В частности, оказалось, что один из братьев Текиловых буквально исповедался в СИЗО своему сокамернику, подробно рассказав о том, как собирался отправить смертника в кинотеатр. Другие, также секретные свидетели сообщили, что задолго до задержания фигуранты дела говорили им о том, что они связаны с бандгруппами, действовавшими в Ингушетии и Дагестане.