«Под этот рейтинг могут выстроить финансирование»

Минобразования назвало 500 лучших российских школ

Рейтинг лучших школ России возглавил Санкт-Петербургский физико-математический лицей № 239. Об этом заявил министр образования Дмитрий Ливанов. Второе место в списке из пятисот школ занял Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, а третье — 57-я московская школа. Рейтинг основан на результатах государственной итоговой аттестации в 9 классе и олимпиад школьников. Оценки за ЕГЭ при этом не учитывались, заявил глава Минобрнауки.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

«Рейтинг является опорой при планировании своей деятельности для тех, кто работает в системе образования, и для родителей, которые выбирают для своих детей школы. В этом году составители рейтинга сделали ряд очень серьезных изменений, которые повысили его объективность: не учитываются результаты единого государственного экзамена, чтобы максимально увеличить охват тех школьников, результаты которых учитываются в рейтинге, учитывались результаты более 1 млн школьников, уравнены в правах маленькие и большие школы, применена специальная методика нормирования. Если вы посмотрите на первые 25 школ, там есть школы большие, есть школы и маленькие — эта методика сработала», — считает Ливанов.

Как отметила вице-премьер Ольга Голодец, в рейтинг вошли школы 81-го региона из 85 субъектов России. По ее словам, это свидетельствует об улучшении качества среднего образования по всей стране. Тройка лидеров выбрана объективно, но данными рейтинга будет пользоваться скорее само Минобрнауки, чем родители, считает член межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

«Любые рейтинги делаются в интересах заказчиков. Министерство образования захотело определить по тем критериям, которые оно установило, какая школа лучше. Возможно, будут под это дело выстраивать финансирование. Сложно говорить, что, например, сейчас, при том, какое идет финансирование гособразования, министерство будет поддерживать развитие таких школ, как 57-я. С точки зрения выбора родителями, это точно бессмысленно, потому что и так все знают, что такое 57-я школа или математический лицей в Питере», — пояснил Луховицкий в эфире «Коммерсантъ FM».

В рейтинге министерства учтено недостаточно факторов, чтобы говорить о реальных показателях уровня образования в выбранных школах. В этом уверен зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

«Меня удивил не столько результат, сколько методология. Вероятно, Министерство образования и науки само усомнилось в том, что ЕГЭ дает абсолютно объективную картину работы в школах. Но и тот рейтинг, который мы сейчас имеем, страдает одним существенным недостатком. Образование — это процесс воспитания и обучения. И даже если вы учитываете результаты олимпиад и государственной итоговой аттестации, вы все равно ни в какой мере не учитываете, как школа формирует личность. Тот рейтинг, который мы имеем, это рейтинг обученности, но не рейтинг образования», — отметил Смолин.

В прошлом году при составлении аналогичного рейтинга результаты ЕГЭ учитывались. Тогда первое место занял столичный лицей № 1535, на втором месте был специализированный учебно-научный центр МГУ, а третье заняла средняя общеобразовательная школа № 179. Московская 57-я школа оказалась на четвертом месте.

Александра Козлова

Вся лента