«Для себя мы все поняли»
«Алмаз-Антей» завершил расследование крушения малайзийского Boeing
Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» завершил расследование катастрофы сбитого 17 июля 2014 года в Донбассе малайзийского Boeing 777, в результате которой погибли все 298 человек, находившихся на борту. По словам представителей концерна, было проведено два полномасштабных натурных эксперимента, и они позволяют утверждать: самолет был сбит со стороны населенного пункта Зарощенское — территории, которая, как утверждали ранее в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР), контролировалась ВС Украины. Как утверждают в «Алмаз-Антее», использованная для этого ракета 9М38 была снята с вооружения армии РФ в 2011 году.
«Результаты (второго) эксперимента полностью опровергли результаты голландской комиссии о типе и месте запуска. Сегодня мы можем однозначно сказать, что если Boeing малайзийских авиалиний был сбит ракетным комплексом "Бук", то поразила его ракета 9М38 со стороны Зарощенского»,— заявил сегодня на пресс-конференции генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков. В начале июня заместитель командующего корпусом Минобороны самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Эдуард Басурин утверждал, что Зарощенское «находился под полным контролем подразделений ВСУ».
«Кто там кого занял — мы не комментируем. Можно констатировать, что есть вопросы. (Когда говорят про) Снежное — почему-то четко ополченцы, Зарощенское — то одни, то другие. Но мы не комментируем эту тему»,— подчеркнул гендиректор концерна.
Кроме того, по словам господина Новикова, Boeing могли сбить ракетой более старой модификации, чем ранее предполагалось. «В ходе эксперимента стало абсолютно очевидно, что если малайзийский Boeing и был сбит ракетой комплекса "Бук-М1", то это ракета 9М38, которая не имеет поражающих элементов в форме "двутавр"»,— отметил Ян Новиков. Эти ракеты сняты с вооружения российской армии в 2011 году. «Последняя ракета такого типа была выпущена в СССР в 1986 году. Решением генконструктора окончательный и безопасный срок этих ракет, с учетом всех продлений, определен в 25 лет. У нас есть протокол по этому поводу. После этого срока их использование было запрещено, и ракеты были сняты с вооружения российской армии»,— рассказал Ян Новиков.
Генеральный директор «Алмаз-Антея» подчеркнул, что проведенное ранее голландской комиссией моделирование крушения самолета никак не объясняет, почему комиссия пришла к выводу, что Boeing 777 сбили именно со стороны Снежного — поселка, на момент катастрофы контролируемого, как утверждают международные эксперты, ополченцами.
Советник генерального конструктора «Алмаз-Антея» Михаил Малышевский пояснил, что поражающие элементы не могли попасть в двигатель и левое крыло лайнера, если бы ракета была запущена из поселка Снежное, как утверждают голландские эксперты. «Было проведено трехмерное моделирование. Мы сделали так, чтобы можно было видеть наглядно, какие поражающие элементы попадают в корпус самолета. При пуске ракеты из Зарощенского не менее 22 осколков должны попасть в левый двигатель. На второй версии моделирование пуска из Снежного. При подлете на встречных курсах ни один поражающий элемент не мог попасть в левое крыло и левый двигатель»,— рассказал господин Малышевский. Он добавил, что анализ фотографий международной комиссии по расследованию крушения Boeing показал: повреждения получила не только кабина, но и крыло с левым стабилизатором.
Гендиректор «Алмаз-Антея» Ян Новиков заявил, что концерн готов передать результаты своих исследований в международную комиссию, а также в суд. «Огромный объем накопленных данных — а здесь была представлена только небольшая часть — мы готовы передать как в международную комиссию по расследованию катастрофы, так и в европейский суд, который рассматривает наш иск (о неправомерности введения против него санкций.— “Ъ”)»,— сказал господин Новиков.
«Алмаз-Антей» потратил на эксперименты в ходе собственного расследования крушения Boeing 777 около 10 млн руб. «Мы совместили свои задачи в этом эксперименте, мы смоделировали математическую ситуацию... Мы получили массу информации в своей работе, поэтому деньги явно не жалели»,— заявил гендиректор концерна.
Концерн не планирует заказывать научную экспертизу для подтверждения своей гипотезы. «Не планируем, потому что экспертизу тоже можно опровергнуть. Для себя мы все поняли»,— заявил Ян Новиков.
Корреспондент “Ъ FM” Петр Пархоменко с пресс-конференции «Алмаз-Антея»: «Основная идея этого доклада заключается в том, что в зависимости от того, откуда была выпущена ракета, при взрыве должен быть разный угол, то есть ракета подлетает к цели под разным углом, соответственно, под разным углом разлетаются осколки, отражаются разные фрагменты фюзеляжа самолета. И согласно тем результатам, которые были представлены, для того, чтобы карта поражения, попадания этих осколков в корпус самолета соответствовала той, которой сегодня располагают исследователи, соответствовала тем данным, которые получены при исследовании обломков Boeing, она должна была быть выпущена не из Снежного, а из окрестностей Зарощенского. По словам представителя "Алмаз-Антей" речь идет о районе примерно 2 на 2 км, из которого должна была быть выпущена ракета для того, чтобы повреждения у Boeing были такими, какие они есть». Читайте подробнее
Напомним, 17 июля 2014 года в результате крушения в Донецкой области пассажирского Boeing 777 компании Malasian Airlines, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, погибли все 298 человек, находившихся на борту. В июле этого года в Совете Безопасности ООН Россия наложила вето на принятие проекта резолюции о создании международного трибунала в отношении виновных в крушении самолета. За принятие проекта резолюции проголосовали 11 стран—членов Совбеза ООН, трое воздержались. Таким образом, проект резолюции принят не был.
Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» Иван Сафронов в эфире “Ъ FM”: «По результатам натурного эксперимента, который 7 октября был проведен "Алмаз-Антеем", они произвели подрыв боевой части у фюзеляжа схожего широкофюзеляжного самолета, это был, конечно, не Boeing 777, но схожий — Ил-86, который специально пригнали на свой испытательный полигон, осуществили подрыв, и после этого сравнили с обломками, установили по фотографиям». Читайте подробнее
Как «Алмаз-Антей» представил свою первую версию катастрофы Boeing 777
2 июля представители концерна ВКО «Алмаз-Антей» представили свою версию катастрофы Boeing 777. Проведя анализ повреждений малайзийского самолета, специалисты утверждают, что он рухнул из-за попадания ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1», состоящего на вооружении Минобороны Украины. В США заявили, что этой информации не верят. Концерн готов пойти на эксперимент, подорвав такую же ракету у списанного Boeing 777. Читайте подробнее
О чем говорилось в малайзийском проекте резолюции о создании трибунала
Единственная цель международного трибунала по расследованию причин падения малайзийского Boeing 777 под Донецком — «наказание лиц, ответственных за совершение преступлений», связанных с трагедией. Об этом говорится в представленном Малайзией проекте резолюции Совета Безопасности ООН, который оказался в распоряжении “Ъ”. Авторы инициативы уже разработали подробный устав трибунала, проект которого также есть у “Ъ”. При этом речь идет о наказании не только непосредственных исполнителей, но и тех, кто косвенно способствовал трагедии. Создавать же трибунал авторы документа предлагают по главе VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, которые не исполняют требования резолюции. Читайте подробнее
Что известно о катастрофе Boeing спустя год
В Донбассе 17 июля прошли траурные мероприятия по случаю первой годовщины со дня крушения Boeing 777. Руководители ДНР воспользовались случаем, чтобы напомнить украинским властям о неотвратимости наказания. В Киеве и на Западе, однако, по-прежнему уверены: ответственность за гибель 298 человек лежит на бойцах ДНР. Эксперты от комментариев по поводу того, кто из конфликтующих сторон прав, по-прежнему воздерживаются. Читайте подробнее