Что делать?
Детали
Кино давно изучает два полюса, между которыми мечется русский человек: быть активным или плыть по течению
"Прохиндиада"
Сан Саныч Любомудров (в исполнении Александра Калягина) — идеал активного человека советского времени, того, который понимает, что надо "крутиться", а главное — умеет это делать. Однако счастливее от этого он не становится: и друзья не друзья и денег нет — одни долги. Можно предположить, что появление подобного персонажа — предчувствие авторами того, что скоро Сан Санычи заполонят страну, но, скорее всего, это просто итог их существования в Советском Союзе.
"Забытая мелодия для флейты"
В отличие от Любомудрова, Леонид Филимонов (между прочим, высокопоставленный чиновник), живет как живется, плывет по течению, но однажды, оказавшись на грани жизни и смерти, решает все поменять. Он хочет впервые сказать правду коллегам, уйти от нелюбимой жены, но так и не решается на это. Вердикт авторов однозначен: советскому человеку можно выскочить из замкнутого круга собственной жизни лишь ценой остановки сердца.
"Географ глобус пропил"
Традицию героев, которые плывут по течению, продолжает уже в наше время Виктор Служкин из популярного фильма. Биолог, устроившийся от безнадеги в школу географом, Виктор выпивает, с трудом находит общий язык со школьниками и в результате просто вылетает с новой работы. Фактически он не предпринимает никаких попыток что-то изменить,— этот диагноз вынесен едва ли не всей российской интеллигенции.
"ДухLess"
Альтернатива безынициативному "географу" — менеджер Макс, герой нашумевшего романа Сергея Минаева. Он тоже в кризисе: зарабатывание денег давно стало рутиной. Однако Макс все же начинает действовать — примыкает к активистам-радикалам и, благодаря новым друзьям, не только находит новый смысл жизни, но и встречает любовь. Если согласиться, что кино отражает реальность, то прогресс в сравнении с тем же Любомудровым все же налицо.