«СарАвиа» закрыли границу
Авиаперевозчику запретили выполнять международные рейсы
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) запретило ОАО «Саратовские авиалинии» выполнять полеты на международных направлениях. Об этом вчера сообщила пресс-служба ведомства. Ограничение связано с нарушением топ-менеджментом авиакомпании правил безопасности. Представители туроператоров, работающих с «Саратовскими авиалиниями» на международных направлениях, считают решение Росавиации странным и рассчитывают на скорое разрешение конфликтной ситуации. Наблюдатели прогнозируют снижение финансовых показателей перевозчика. В «Саратовских авиалиниях» намерены оспорить решение агентства.
С 26 октября Росавиация ввела ограничения в действие сертификата ОАО «Саратовские авиалинии», запретив авиакомпании выполнять полеты на международных направлениях. Как сообщили вчера в пресс-службе Федерального агентства воздушного транспорта, в сентябре этого года комиссия Росавиации провела внеплановую инспекционную проверку авиаперевозчика, в ходе которой был подтвержден факт несоблюдения авиакомпанией правил обеспечения безопасности полетов.
По данным Росавиации, 19 июля 2015 года при выполнении рейса Саратов — Анталья (Турция) в кабине пилотов на протяжении всего полета находился сотрудник ОАО «Саратовские авиалинии», не включенный в полетное задание и не являющийся членом летного экипажа. Как было установлено, нахождение постороннего лица в кабине пилотов стало возможным лишь потому, что это была близкая родственница генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» Игоря Третьякова, неправомерно вписанная в задание на полет под формулировкой «служебный пассажир», которую в Росавиации называют «надуманной». «Действующее воздушное законодательство — Федеральные авиационные правила „Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации“ (ФАП‑128) — категорически запрещают нахождение в кабине летного экипажа лиц, не связанных с выполнением задания на полет», — пояснили в агентстве воздушного транспорта. Кроме того, в ведомстве пояснили, что после проведения внеплановой инспекционной проверки «адекватных мер реагирования со стороны авиакомпании не последовало».
Речь идет о перевозке в кабине 22‑летней дочери господина Третьякова. Данный факт в августе установило региональное управление ФСБ. Игорь Третьяков подтверждал факт полета дочери, однако утверждал, что она была включена в летное задание как служебный пассажир.
Сейчас «Саратовские авиалинии» осуществляют чартерные рейсы по маршрутам Саратов — Анталья и Саратов — Шарм-эль-Шейх. С нового года из-за роста курса европейской валюты и резкого снижения пассажиропотока перевозчик был вынужден отказаться от полетов в Прагу, Барселону и Римини. Взамен в марте авиакомпания открыла рейс в Стамбул, на самолете Embraer‑195. Однако и он себя не оправдал, и в мае полеты были прекращены по инициативе туристического агентства Antik Travel, организовывавшего поездки в Стамбул.
Туристические компании, завязанные на заграничные рейсы «Саратовских авиалиний», пока находятся в режиме ожидания. Гендиректор компании «Азимут-тур» Денис Шинкаренко сказал, что пока только узнали об изменениях и не успели получить разъяснений от перевозчика. Директор сети туристических агентств «Слетать.Ру» Наталья Лысенко говорит, что в «Саратовских авиалиниях» уже пообещали решить сложившуюся проблему в ближайшее время. «Что касается туроператоров, в составе турпакетов которых авиаперелеты с „СарАвиа“, то они находятся в режиме ожидания. Думаю, в ближайшее время появится более конкретная информация по сложившейся ситуации. Мы стараемся держать ситуацию под контролем, конечно, надеемся на то, что Росавиация сделает все, чтобы туристы, оплатившие билеты на рейсы «СарАвиа», не понесли убытки», — отмечает госпожа Лысенко. Директор компании «Лагуна-тур» Дмитрий Анпилогов называет ситуацию странной и неожиданной. «Во‑первых, странно, почему за нарушения режима безопасности авиаперевозчиком наказывают саратовцев, которые хотели бы вылететь на юг. На мой взгляд, это слишком серьезное наказание. Можно оштрафовать или уволить менеджера, но не так. Во‑вторых, удивительно, почему в связи с нарушением правил безопасности полетов запрещены международные рейсы, а рейсы по стране остаются открытыми. Это нелогично», — считает господин Анпилогов. По его мнению, в истории завязана политика. «Не знаю, почему „Саратовские авиалинии“ как кость в горле у чиновников, но, думаю, ищут повод снять руководство. Мне кажется, до 26 октября его могут снять и тогда всем все простят. В противном случае это будет социальный взрыв, потому что перевозчик выполнял два рейса в неделю, это для Саратова довольно много», — считает директор турфирмы.
В ОАО «Саратовские авиалинии» сказали, что перевозчик самостоятельно провел служебное расследование, по результатам которого были привлечены к дисциплинарной ответственности пилот-инструктор авиационной эскадрильи, директор департамента производства полетов, командир авиационной эскадрильи, заместитель директора аэропорта — начальник производственно-диспетчерской службы, начальник инспекции по безопасности полетов, генеральный директор авиакомпании. Также на совете директоров было принято решение привлечь к дисциплинарной ответственности гендиректора авиакомпании. Таким образом, ОАО «Саратовские авиалинии» считают необоснованным обвинение Росавиации в непринятии адекватных мер. «Документального подтверждения об ограничении действия сертификата ОАО „Саратовские авиалинии“ не получило. После его получения и юридического анализа авиакомпания планирует обратиться в суд с просьбой о признании решения главы Росавиации Александра Нерадько незаконным с целью защиты своих прав и интересов», — сообщили в пресс-службе авиаперевозчика.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что из-за запрета совершать международные полеты финансовые показатели компании уменьшатся. «Компания может начать выполнять больше внутренних рейсов, чтобы компенсировать это, но, во‑первых, вряд ли удастся это организовать быстро, во‑вторых, здесь выше конкуренция и не факт, что на этих рейсах будет много пассажиров, и, в‑третьих, стоимость билетов здесь может быть ниже, чем на международных рейсах, что не позволит полностью компенсировать их запрет. Поэтому наилучшим выходом из ситуации является устранение нарушений и получение разрешения Росавиации на выполнение международных рейсов», — говорит эксперт.