На "Трансаэро" слетелся весь рынок
Авиакомпании начали борьбу за ее маршруты
Несмотря на планы "Аэрофлота" закрепить за собой права на большинстве международных маршрутов "Трансаэро", в борьбу за них уже официально включились "Сибирь" (S7) и "Уральские авиалинии". В Минтрансе рассчитывают, что доля "Аэрофлота" на рынке после ухода "Трансаэро" не превысит 50%, окончательно судьбу проблемной авиакомпании решит межведомственная комиссия при министерстве.
"Сибирь" подала в межведомственную комиссию при Минтрансе заявку на получение 24 международных направлений, где до сих пор назначенным перевозчиком была "Трансаэро", сообщила председатель совета директоров ЗАО "Группа компаний С7" Наталия Филева. По ее словам, даже "в правительстве не хотят все отдавать "Аэрофлоту"", решение нужно принимать "по справедливости". "Сибирь" претендует на полеты по наиболее прибыльным среднемагистральным направлениям: в города Казахстан, Лондон, Париж, Рим, Милан, Барселону, Прагу и ряд других. Также в борьбу за маршрутную сеть "Трансаэро" вступили "Уральские авиалинии", подавшие заявку на 12 направлений в Европу и СНГ с вылетом из Екатеринбурга, Петербурга и Москвы.
Первым застолбить рынок "Трансаэро" попытался "Аэрофлот": как рассказывал "Ъ" 12 октября, он направил в Росавиацию и правительство запрос на почти сотню международных направлений. Заявка уже "получила одобрение на правительственном уровне", уверяют источники "Ъ". Официально подтвердить это не удалось, но вчера президент Владимир Путин заявил, что "Аэрофлот", взявший на себя "дополнительную нагрузку" по развозу пассажиров "Трансаэро", должен получить "определенные если не преференции, то поддержку со стороны правительства". Участники рынка, впрочем, уверены, что за счет расширения рынка "Аэрофлоту" компенсировать затраты не удастся. Сама компания вчера обратилась в арбитражный суд Москвы с требованием взыскать с "Трансаэро" 5 млрд руб.
До 2012-2013 годов "Аэрофлот" оставался одним из главных держателей коммерческих прав на рейсы по таким популярным направлениям, как Франция (Париж, Ницца), Италия (Рим, Милан), Чехия (Прага) и другие. Но Минтранс провел целую кампанию по либерализации, и "Трансаэро" получила права второго назначенного перевозчика на многих маршрутах. Соответствующие права распределяет межведомственная комиссия, но только если авиакомпания сама отозвала допуски или если ее сертификат эксплуатанта аннулирован. "Трансаэро" отозвала допуски только по девяти маршрутам из Москвы и Петербурга, окончательное решение об аннулировании ее сертификата тоже еще не принято (см. "Ъ" от 1 сентября).
Министр транспорта Максим Соколов вчера в интервью телеканалу "Россия 24" заверил, что за ситуацией с распределением маршрутов "Трансаэро" будет следить сам Минтранс и ФАС. Но, подчеркнул чиновник, "Аэрофлот" "в любом случае не будет выходить за 50% от общей доли перевозок в стране, хороший кусок от этого пирога получат и другие перевозчики". По итогам первого полугодия доля группы "Аэрофлот" (включает дочерние авиакомпании) на рынке составляла 37%, "Трансаэро" --12%. Глава управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг сообщил вчера "Ъ", что при распределении маршрутов должны учитываться соглашения о воздушном сообщении с различными странами, где зафиксировано, какое именно количество перевозчиков должно действовать на маршруте. По мнению чиновника, увеличение количества допусков у "Аэрофлота" возможно, но должно происходить "исходя из принципов конкуренции". "Аэрофлоту" и не нужны все маршруты "Трансаэро", так что другим перевозчикам "что-то достанется", говорит глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его мнению, в сфере интересов "Аэрофлота" прежде всего окажутся Израиль и Казахстан, а остальным претендентам имеет смысл бороться за европейские направления.