Жилье под вопросом
У чиновника отбирают подозрительную недвижимость
Прокуратура Ульяновской области через суд требует обратить в доход государства подмосковные квартиры супруги заместителя председателя комитета дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска, основываясь на том, что чиновник так и не сумел показать источники доходов, достаточных для покупки жилья стоимостью в 20 млн рублей. В прокуратуре отмечают, что независимо от судебного иска продолжается проверка деятельности чиновника на предмет коррупцонности, кроме того, продолжаются проверки и других муниципальных и государственных служащих региона. Сам чиновник утверждает, что квартиры куплены на многолетние накопления в предыдущие годы.
Прокурор Ульяновской области Сергей Хуртин направил в суд исковое заявление об обращении в доход государства двух квартир, принадлежащих супруге муниципального служащего, стоимость которых составила более 20 млн рублей. Иск направлен «по результатам проверки соблюдения должностными лицами органов власти требований антикоррупционного законодательства». «Установлено, что в конце 2014 года супруга одного из представителей руководства органа местного самоуправления областного центра приобрела в Подмосковье 2 двухкомнатных квартиры общей стоимостью более 20 миллионов рублей, вместе с тем, цена любого из указанных объектов недвижимости значительно превысила общий доход семьи должностного лица за три последних года. При этом обосновать источники получения средств на данные цели муниципальный служащий не сумел», — отмечается в официальном сообщении облпрокуратуры.
Назвать фамилию чиновника в прокуратуре отказались, однако на сайте Засвияжского районного суда Ульяновска уже выложены сведения о регистрации иска областного прокурора, где ответчиками являются заместитель (по вопросам транспорта) начальника комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Ульяновска Василий Кузнецов (проработавший в этой должности немногим более трех лет) и его супруга.
По словам старшего помощника облпрокурора Василия Зимы, «сам чиновник прокуратуре пояснил, что это их совместные с супругой сбережения за всю совместную жизнь». «Но в этой позиции есть серьезный изъян. Прокуратура проанализировала доходы чиновника за предыдущие годы и убедилась, что его личной зарплаты за последние 15 лет не хватило бы даже на одну квартиру, а совместно с супругой — все равно не хватило бы на эти две квартиры, даже если бы они не ели и не пили, не одевались. А они, между тем, купили несколько лет назад квартиру в Ульяновске и два автомобиля», — пояснил господин Зима. Он также отметил, что сегодня, «в связи с последними новациями законодательства», прокуратура вправе через суд обращать в доход государства имущество государственных и муниципальных служащих, находящихся на определенных ключевых должностях, если те не могут подтвердить наличие соответствующих источников доходов за последние три года.
Напомним, речь идет о соблюдении норм Федерального закона № 230‑ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 г. с изменениями и дополнениями от 2014 г. и 2015 г. В конце августа этого года Генпрокуратура РФ на своем официальном сайте сообщила, что «приняла организационные и практические меры по повышению эффективности реализации прокурорами полномочий», предусмотренных этим законом. По данным Генпрокуратуры, на тот момент прокурорами уже было направлено в суды пять исковых заявлений об обращении в доход государства имущества чиновников на общую сумму в 89 млн рублей. Среди них, например, иск прокурора Орловской области на общую сумму в 71 млн рублей к двум чиновникам, не предоставившим доказательства наличия таких законных доходов. В августе Советский районный суд Владивостока, удовлетворив иск прокурора, уже конфисковал автомобиль Nissan Qashqai, приобретенный сотрудницей отдела имущественных отношений администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Эльвирой Карпенко.
Как отмечалось Генпрокуратурой, по всем регионам были разосланы специальные методические рекомендации по проведению подобных проверок и выявлению скрытых приработков чиновников. Всего, по состоянию на август, в регионах «по итогам проверок исполнения законов и в связи с рассмотрением обращений прокуроры инициировали 109 процедур осуществления контроля за расходами».
Сам господин Кузнецов настаивает на том, что квартиры куплены на накопления прошлых лет, что он «уже отразил в своей декларации». По его словам, он более трех лет проработал в комитете дорожного хозяйства (его доход в 2014 году составил 843 тыс. рублей, супруги — 610 тыс. рублей), «а до этого 12 лет был генеральным директором ОАО „Заготовитель“, а жена работала директором хлебозавода». «Все документы по прежним доходам я представил, и почему сейчас все это подняли, накануне выборов (в 2016 году выборы губернатора региона. — „Ъ“), не знаю», — сказал Василий Кузнецов, высказав надежду, что «суд еще в предварительном разбирательстве может это все дело прекратить».
Впрочем, Василий Зима отмечает, что «прокуратура уверена в обоснованности своего иска», хотя не утверждает, что «это обязательно связано с коррупцией», «поскольку источников и вариантов получения денег может быть много». «Но, независимо от результатов судебного разбирательства, идет и проверка деятельности чиновника на предмет коррупционности», — добавил он, заметив, что «продолжаются проверки доходов и расходов и других чиновников региона, и могут появиться новые иски».