EDC ищет покупателей
теперь среди российских инвесторов
Eurasia Drilling, которую не смогла приобрести американская Schlumberger, уже ищет новых инвесторов, подтвердил глава Минприроды Сергей Донской. Он не назвал возможных претендентов, при этом руководители «Роснефти» и «Газпром нефти» открестились от интереса к активу. Эксперты считают, что существенных поводов для покупки нефтесервиса на фоне кризиса в отрасли нет, но сделка может стать вопросом цены.
Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской впервые официально озвучил давние рыночные слухи. Чиновник сообщил, что Eurasia Drilling Company (EDC) после срыва сделки с американской Schlumberger ищет других инвесторов, которые могли бы войти в капитал компании. «То, что я слышал, что компания ищет других инвесторов»,— сказал господин Донской в кулуарах форума «Россия зовет!». При этом он допустил, что компания может быть разделена для продажи нескольким нефтекомпаниям. По его мнению, такой вариант никак не отразится на российской геологоразведке, так как «EDC не единственная компания». Но источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, уверяют, что «такой информации внутри компании нет, и никаких переговоров по ее разделению не ведется». Не слышали о таком варианте собеседники “Ъ” и в самом Минприроды.
Eurasia Drilling Company образована на базе сервисных активов ЛУКОЙЛа, которые в 2004 году выкупили структуры Александра Джапаридзе. Сейчас бизнесмену принадлежит 30,2% акций, еще 22,4% — Александру Путилову. В начале года акционеры EDC договорились о продаже 46% компании Schlumberger по $22 за GDR. Однако из-за того, что российское правительство несколько месяцев затягивало выдачу разрешения на сделку, иностранный инвестор отказался от покупки актива.
Почти сразу после этого стало известно, что EDC выкупят основные акционеры, сделав компанию частной. Они предложили миноритариям $10 за GDR, что на момент объявления 8 октября полностью соответствовало рыночной цене бумаг. Но еще через три дня оферта на выкуп акций была увеличена до $11,75 за штуку, то есть компания была оценена в $1,7 млрд. Вторая оферта уже одобрена специальным комитетом, в который входят независимые директора компании граф Кланвильям, Александр Шохин и Игорь Беликов. Сегодня господин Шохин сообщил ТАСС, что, по его мнению, $11,75 за акцию «очень привлекательная цена для миноритариев».
Источники “Ъ” поясняли, что делистинг станет первым шагом EDC к поиску новых покупателей среди российских компаний. Среди основных претендентов назывались «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. Но сегодня глава «Роснефти» Игорь Сечин опроверг интерес к EDC, хотя новая стратегия госкомпании направлена на развитие собственного нефтесервиса. В конце августа компания завершила сделку по покупке очередных мощностей, купив за $150 млн «Трайкан Велл Сервис» (российскую структуру международной Trican Well Service Ltd). Глава «Газпром нефти» Александр Дюков также заверил, что компания не рассматривает покупку EDC, так как в целом не готова инвестировать в нефтесервисный сектор.
Хотя собеседники “Ъ” не видят перспектив полного разделения EDC в рамках продажи, некоторые из них допускают, что компания, будучи отдана одному инвестору, может продать часть своих буровых другому. Такая схема в условиях олигопольного российского нефтяного рынка исключит ситуацию, когда проекты одной нефтяной компании будут зависеть от сервиса, предоставляемого ее конкурентом. По итогам прошлого года портфель заказов EDC на 56% формировал ЛУКОЙЛ, на 32% — «Газпром нефть», а доля «Роснефти» составила всего 1%.
Глава Small letters Виталий Крюков отмечает, что с точки зрения финансов ЛУКОЙЛ сможет купить EDC без особых проблем с помощью собственных и заемных средств. При этом эксперт сомневается в необходимости такого шага в текущей конъюнктуре, когда добыча в основных регионах падает, а вслед за ними снижаются объемы бурения. При этом цены на буровые услуги не растут, и в перспективе ситуация вряд ли улучшится. В то же время, признает господин Крюков, любая сделка — это вопрос цены. Если компанию будут предлагать по цене выкупа $11 за бумагу, это может быть интересно нефтекомпаниям. Господин Крюков не сомневается, что актив купит именно внутренний инвестор. Причем покупка может быть проведена на стороннего инвестора, который будет действовать в интересах одной из НК. «Вносить такой актив на свой баланс не каждый рискнет»,— говорит он. При этом господин Крюков считает, что разделение активов EDC по территориальному признаку и их последующая продажа — вполне реальный вариант, который не окажет сильного влияния на рынок. Такая продажа может быть даже интереснее компаниям, которым легче будет интегрировать новые мощности в свои региональные подразделения.