ГЧП получит башкирскую прописку
В Курултае намерены адаптировать федеральный закон
В Башкирии корректируют под новый федеральный закон нормативную базу для проектов в области государственно-частного партнерства. Обсуждаемая в Курултае новая версия местного закона о ГЧП пока практически полностью дублирует федеральный, но депутаты обещают учесть в нем местную специфику.
В Курултае готовится к первому чтению новая версия закона «Об участии Республики Башкортостан в проектах государственно-частного партнерства». В ней прописаны формы и условия взаимодействия республики и бизнеса в инвестпроектах с учетом вступающего в силу с 1 января 2016 года нового ФЗ, рассказал „Ъ“ руководитель рабочей группы по развитию ГЧП Рустем Мусабиров. Необходимость в местном законе при наличии федерального депутат пояснил тем, что в нем может быть учтена «местная специфика взаимодействия с инвестором». В частности, депутаты ищут возможности расширить сферы создания ГЧП, ограниченные федеральным законодательством 15 областями. Так, ФЗ разрешает создать ГЧП при строительстве платных автодорог, в сфере общественного транспорта кроме метрополитена, речных портов, объектов дорожной инфраструктуры, железнодорожного транспорта, электроэнергии, утилизации отходов. Такие проекты могут быть реализованы в области благоустройства, здравоохранения, образования, культуры, спорта, организации отдыха и других. Но ФЗ не уточняет, какого рода могут быть эти проекты, говорит господин Мусабиров: «Например, не ясно, подпадает ли под действие закона такое ГЧП в сфере благоустройства, как строительство паркингов». После вступления ФЗ в силу депутаты намерены обратиться в Госдуму с предложением расширить имеющийся перечень или конкретизировать его.
Пока же региональная версия закона (есть в распоряжении „Ъ“) практически полностью дублирует федеральный, признают члены рабочей группы. В ней предусмотрено, что инициатива создания ГЧП может исходить от республики или от инвестора — частной компании, не имеющей долгов перед государством. Контракт с правительством или профильным министерством может быть заключен по итогам конкурса, а если на объявление такого конкурса заявится не больше одного претендента, то и вне конкурсных процедур. Республике предлагается участвовать в проектах ГЧП имуществом (в виде передачи в аренду инвестору земельных участков, водных объектов, участков недр) или денежными средствами в виде возвратных субсидий или финансового обеспечения из бюджета. Но «в нынешней ситуации с бюджетом республика вряд ли сможет заходить в проекты деньгами», считает господин Мусабиров: «Скорее, это будут налоговые льготы инвесторам или гарантии обеспечения их заказами». Отметим, что действующая редакция республиканского закона о ГЧП предполагала и такую форму участия государства как предоставление гарантий по займам, привлекаемым инвестором. В новой версии этой нормы нет.
Контракты ГЧП предлагается проверить на финансовую эффективность и социально-экономический эффект по сравнению с обычным госконтрактом. При этом соглашение с инвестором может быть расторгнуто принудительно — по решению суда. В этом случае в проекте закона предлагается компенсировать инвестору затраты на исполнение работ за вычетом убытков, понесенных республикой.
Принять местный закон планируют до 1 июля.
Отметим, что сегодня в Башкирии реализуется только один проект в форме ГЧП — строительство теплосетей в Бирске. Его участниками являются ООО «Бирские тепловые сети» и местный муниципалитет.