Сервис на вырост

Консолидация

Нефтесервисные компании, которым все сложнее отвечать на потребности нефтегазового сектора, выбрали путь консолидации для сохранения своих позиций на рынке. Компании объединяются, рассчитывая получить новые технологии и компетенции, а также для доступа к более существенным инвестициям в развитие. Но в итоге рынок сталкивается с созданием игроков такого размера, который может угрожать конкуренции в отрасли. Нефтекомпании, которые уже столкнулись с жесткой позицией своих подрядчиков, опасаются монополизации.

Рынок нефтесервиса в последние годы является одним из самых активно развивающихся отраслей. До 2014 года это было обусловлено стабильно высокими ценами на углеводороды и ростом капитальных вложений нефтяных компаний в разведку и добычу. Ключевыми в мировой нефтегазодобыче являются буровые работы: на них приходится более 70% инвестиций в нефтегазодобычу. Потребность в разведке и освоении новых месторождений требует серьезного инвестирования в развитие нефтесервисных компаний. Это приводит к тому, что зарубежные холдинги и российские независимые компании приобретают средние и мелкие предприятия, стимулируя их развитие и постепенно двигаясь к консолидации нефтесервисной отрасли.

Объединение становится шагом компаний к модернизации оборудования и технологий в ответ на усложнение условий работы. Также в рамках серьезного ухудшения экономической конъюнктуры в 2014 году консолидация нефтесервисных компаний стала инструментом поддержания рынка. После выхода из разработки старых месторождений и регионов, а также начала освоения шельфа нефтекомпаниям потребовалось внедрение новых сервисных технологий, которые они могли получить, объединяясь друг с другом. К тому же укрупнение позволяло компаниям увеличивать масштабы работ и привлекать больше средств в собственное развитие.

По прогнозам аналитиков к 2030 году морская добыча нефти будет обеспечивать примерно треть мировых потребностей. Причем доля сырья, извлеченного на глубоководье, достигнет порядка 10% от всех поставок нефти на мировой рынок. Согласно оценкам Schlumberger, с 2012 по 2016 год начнется освоение около 200 новых глубоководных месторождений, которые потребуют новых технологий.

В Минпромторге ожидают, что консолидация игроков в сфере производства нефтесервисного оборудования продолжится. По словам заместителя министра промышленности и торговли Андрея Дутова, центрами объединения могут стать такие компании, как "Объединенные машиностроительные заводы", группа "Римера" или Eurasia Drilling (EDC). "Поле для консолидации определенно есть, и мы постоянно об этом говорим предприятиям. Есть определенное количество небольших предприятий, которые производят приблизительно аналогичную продукцию, и мы их подталкиваем к тому, чтобы попробовать объединиться",— пояснил он ТАСС.

Господин Дутов отметил, что крупные нефтяные компании могут оставить за собой развитие крупных проектов, но производством отдельных деталей следует заниматься нефтесервисным компаниям либо отдельным производителям. "Если учесть, что существуют разные направления — сервис в области бурения, нефтепереработки, транспортировки, производства разного вида насосного оборудования, где-то будут лидеры, где-то лидеры не найдутся. Но процесс консолидации обязательно будет: без этого компании просто не выживут",— считает он.

Нефтесервисный рынок начал формироваться около 15 лет назад, когда крупные нефтекомпании стали выделять из своих структур профильные подразделения. Некоторые из них ("Готек", "Интегра", EDC) стали крупными холдингами и конкурентами, постепенно развиваясь и расширяя свои активы. Также на российский рынок вышли крупные международные компании: Halliburton, Schlumberger, Weatherford, Baker Huges. Сейчас на них приходится около 18% сервисных работ в РФ. С учетом постепенного усложнения работ и необходимости новых технологий для повышения нефтеотдачи на старых месторождениях, а также потребностей в способах добычи трудноизвлекаемых ресурсов в России преобладают более современные иностранные технологии. При этом российские компании, которым не хватает компетенций, стремятся к созданию совместных предприятий с иностранными партнерами. Формирование таких компаний играет на руку рынку, так как позволяет адаптировать зарубежные технологии к российским условиям добычи.

Усилить эту тенденцию могут и введенные со стороны запада санкции против России. В рамках импортозамещения Минпромторг рассчитывает, что к 2016 году российские компании освоят технологии и начнут производить оборудование, в том числе для геологоразведки, скважинное оборудование, а также оборудование по управлению буровыми устройствами. К 2018 году планируется освоение технологий производства катализаторов и присадок, переработки углеводородного сырья, производства оборудования для транспортировки нефти и газа и сжижения природного газа, а также подготовка программных средств. В рамках долгосрочных планов на 2018 год стоит создание собственных технологий и оборудования для шельфовых проектов.

Но если раньше на рынке нефтесервиса объединялись мелкие и средние игроки, то сейчас на нем происходят слияния настоящих гигантов. Этого опасаются в нефтяных компаниях, которым подрядчики стали диктовать свои условия. По мнению НК, волатильность на рынке нефтесервисных услуг может создать условия для его монополизации. Как отмечал глава НК "Роснефть" Игорь Сечин, это влечет за собой риски для нефтяной отрасли. Именно страх перед монополизацией рынка и усилением влияния одной компании помешал закрытию сделки по покупке Schlumberger российской EDC.

На мировом рынке эта тенденция имеет еще большие масштабы, чем в России. На данный момент происходит объединение американских Halliburton и Baker Hughes, занимающих второе и третье места в мировой отрасли соответственно. Ее стоимость оценивается в $35 млрд. Halliburton договорилась о покупке Baker Hughes за $34,6 млрд еще в прошлом году. После завершения сделки нынешние акционеры Baker Hughes будут владеть около 36% объединенной компании. Акционеры нефтесервисных компаний уже одобрили сделку. Но компании до сих пор не могут получить одобрение регуляторов, в том числе российской ФАС, из-за слишком резкого усиления их позиции во многих областях.

Ольга Мордюшенко

Вся лента