«Уровень нелогичности в отчете Нидерландов просто зашкаливает»

Росавиация раскритиковала выводы голландских специалистов о крушении малайзийского Boeing 777 на Украине

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) категорически не согласилось с выводами Совета безопасности Нидерландов (СБН) о причинах гибели Boeing 777, следовавшего 17 июля 2014 года рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур (погибли все находившиеся на борту 298 человек). По словам заместителя главы ведомства Олега Сторчевого, выводы голландской стороны в корне неверны: сегодня он заявил, что СБН «занималась сбором доказательств под заранее выдуманную версию». Россия намерена продолжить свое расследование.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Как рассказал господин Сторчевой, отчет СБН российская сторона получила вчера в 15:00 по московскому времени. «К отчету была представлена часть выводов, сделанных на русском языке, но мы использовали первоисточник на английском,— рассказал он.— У нас было ограниченное время, чтобы полностью его изучить — мы изучали самые важные его части». По его словам, выводы в документе «в корне неверны»: «Уровень нелогичности в отчете, ну, извините, просто зашкаливает». Олег Сторчевой сообщил, что Росавиация будет еще более детально изучать отчет, а также продолжит расследование крушения Boeing, несмотря на выход доклада СБН. «Россия воспользуется представленным стандартом 5.13 13-го приложения Конвенции международной гражданской авиации инициировать возобновление расследования катастрофы»,— сказал он. Господин Сторчевой подчеркнул, что Россия приглашает другие государства, «которым небезразлично установление истинной причины трагедии», присоединиться к обсуждению результатов российских экспериментов, расчетов и данных. Россия обратилась в Международную организацию гражданской авиации с просьбой вмешаться в ход расследования катастрофы.

Напомним, в документе голландского СБН говорится: малайзийский лайнер, в котором находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, был сбит осколками боевой части 9Н314M от ракеты «земля-воздух» из зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» над Донецкой областью. Председатель СБН Тьиббе Яустра сообщил, что ракета взорвалась слева сверху от кабины пилотов, самолет распался на части в воздухе, а его обломки упали на территорию площадью 50 кв. км. Выводы СБН о типе боеголовки основывались на данных Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Минюста Украины, по информации которого боевую часть 9Н314М могут нести как ракеты типа 9M38 (которые фигурировали во вчерашнем отчете «Алмаз-Антея»), так и 9M38M1 (их обломки якобы нашли международные эксперты). Господин Яустра заявил, что комиссия не имеет полномочий определять виновных в катастрофе, но возложил часть вины на украинские власти, которые должны были полностью закрыть воздушное пространство над востоком страны в качестве превентивной меры, но так этого и не сделали.

Последний вывод о вине Украины Росавиация поддерживает, сообщил Олег Сторчевой, подвергнув критике сам доклад. «Складывается впечатление, что вместо последовательного анализа объективных данных комиссия занималась сбором доказательств под заранее выдуманную версию»,— заявил заместитель главы Росавиации. Он отметил, что голландская сторона не учла большинство замечаний России к проекту отчета СБН по расследованию крушения Boeing 777, переданных еще в июле, хотя и приложила замечания России к докладу: «Ответы голландской стороны необоснованные, предвзятые и не подкреплены фактами, а лишь констатируют позицию голландской стороны». Он также отметил, что в отчете СБН не отражена позиция «Алмаз-Антея» как разработчика ЗРК «Бук».

Господин Сторчевой также подчеркнул, что российская сторона приглашала членов международной комиссии по расследованию крушения Boeing приехать в Россию и ознакомиться с характеристиками ЗРК «Бук», но не получила ответа на свои приглашения. При этом по его словам, СБН не предоставила достаточно подтверждений обнаружения поражающих элементов боевой части 9M38M1 ракеты «Бук»: «Форма и химический состав элементов типа “бабочка” не имеют ничего общего с тем, что представлено в отчете,— заявил он.— Необходимо, чтобы была обнародована подтверждающая информация по обнаружению этих элементов». Вывод СБН, в частности представленные доказательства о наличии поражающих элементов в виде двутавров, сделан для того, чтобы направить ход расследования «в нужном направлении», добавил он. Голландская сторона, напомним, вчера показала фотографии нескольких поражающих элементов боевой части ракеты в форме бабочки, но больше никаких доказательств применения именно ракеты 9M38M1 не предоставила.

«Хочу подчеркнуть, на сегодняшний день РФ продолжает исследования возможного повреждения воздушного судна и у нас нет однозначных фактов, подтверждающих, что это ракета типа “Бук”,— заявил Олег Сторчевой.— Возможно, если бы у нас была возможность более детально провести экспертизу поражающих элементов, мы бы сегодня обладали какими-то данными, через которые можно определить тип ракеты. Пока мы лишь слышим версию голландской стороны».

Сергей Горяшко


Как «Алмаз-Антей» представил свою первую версию катастрофы Boeing 777

2 июля представители концерна ВКО «Алмаз-Антей» представили свою версию катастрофы Boeing 777. Проведя анализ повреждений малайзийского самолета, специалисты утверждают, что он рухнул из-за попадания ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1», состоящего на вооружении Минобороны Украины. В США заявили, что этой информации не верят. Концерн готов пойти на эксперимент, подорвав такую же ракету у списанного Boeing 777. Читайте подробнее

О чем говорилось в малайзийском проекте резолюции о создании трибунала

Единственная цель международного трибунала по расследованию причин падения малайзийского Boeing 777 под Донецком — «наказание лиц, ответственных за совершение преступлений», связанных с трагедией. Об этом говорится в представленном Малайзией проекте резолюции Совета Безопасности ООН, который оказался в распоряжении “Ъ”. Авторы инициативы уже разработали подробный устав трибунала, проект которого также есть у “Ъ”. При этом речь идет о наказании не только непосредственных исполнителей, но и тех, кто косвенно способствовал трагедии. Создавать же трибунал авторы документа предлагают по главе VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, которые не исполняют требования резолюции. Читайте подробнее

Что известно о катастрофе Boeing спустя год

В Донбассе 17 июля прошли траурные мероприятия по случаю первой годовщины со дня крушения Boeing 777. Руководители ДНР воспользовались случаем, чтобы напомнить украинским властям о неотвратимости наказания. В Киеве и на Западе, однако, по-прежнему уверены: ответственность за гибель 298 человек лежит на бойцах ДНР. Эксперты от комментариев по поводу того, кто из конфликтующих сторон прав, по-прежнему воздерживаются. Читайте подробнее

Вся лента