Кирилл Серебренников скинул «Маску»
«Гоголь-центр» отказался от участия в фестивале
Кирилл Серебренников, художественный руководитель и директор «Гоголь–центра», на своей странице в социальной сети Facebook заявил, что руководимый им театр не будет участвовать в фестивале «Золотая маска».
Главной причиной самоустранения режиссера стал состав экспертного совета, обнародованный вчера на сайте СТД. В нем — 13 театроведов-критиков разных поколений, в подавляющем большинстве московских и петербургских. Впервые в истории «Золотой маски» состав экспертов сформирован не только Союзом театральных деятелей, но и Министерством культуры РФ.
Судя по опубликованному тексту, Кирилл Серебренников считает людей, вошедших в экспертный совет, своими личными врагами и врагами «Гоголь-центра». «При всем моем большущем уважении к Марии Ревякиной (генеральный директор “Золотой маски”.— “Ъ”) из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли. Поэтому чисто технически я лично и спектакли “Гоголь-центра” не участвуют в мероприятиях фестиваля “Золотая маска”»,— написал Серебренников.
К Кириллу Серебренникову присоединился еще один отказник — Константин Богомолов, один из главных ньюсмейкеров российского театра. На своей странице в Facebook он заявил: «я еще не дошел до той степени падения, чтобы мои спектакли оценивала компания Кокшеневой-Егошиной-Токаревой (имеются в виду члены экспертного совета этого года Капитолина Кокшенева, Ольга Егошина и Елена Токарева.— “Ъ”)».
Отказ двух лидеров современного театра от участия в главном театральном конкурсе страны вызвал недоумение в Общественном совете министерства культуры РФ: «Кажется странным, когда режиссеру представляется объективной оценка друзей-экспертов, но он заранее отказывает в объективности экспертизы со стороны тех, кто его критикует»,— заявил «Интерфаксу» председатель рабочей группы Общественного совета Минкультуры по театральному искусству Григорий Заславский. Ответ господина Заславского тем не менее свидетельствует о том, что Минкульт сознательно внедрил в число экспертов «тех, кто критикует» современное искусство в том виде, в котором его представляет режиссер Серебренников и его театр.
Но если отказы современных авторов превратятся в тенденцию и станут повальными, то «Золотая маска» в том виде, в каком сложился этот конкурс за его 20–летнюю историю, может прекратить свое существование.
Кто стал победителем прошлой «Золотой маски»
21-я церемония вручения национальной премии «Золотая маска», проходившая в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, не обошлась без сюрпризов. Так, удивительно справедливо были распределены балетные награды: главная из них, за лучший спектакль, досталась «Укрощению строптивой», поставленному художественным руководителем Балета Монте-Карло Жан-Кристофом Майо и труппой Большого театра. Если бы не композиторская номинация, не менее справедливым можно было бы назвать и распределение оперных «Масок». Но жюри так и не смогло выбрать между «Dido» Майкла Наймана и «Носферату» Дмитрия Курляндского. Читайте подробнее