Экстренный номер «112» недоступен
Счетная палата проверила систему вызова экстренных служб
Счетная палата проверила реализацию ФЦП по созданию системы «одного окна» для вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и выяснила, что перспективы ее создания на территории РФ в полномасштабном формате остаются неясными. График по ее внедрению регионы срывают. Вместо 11 субъектов РФ система «112» пока работает только в двух — Татарстане и Курской области.
Счетная палата (СП) проверила, как Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) реализует федеральную целевую программу «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в РФ на 2013–2017 годы». Запланированная стоимость ФЦП — 40 млрд руб., фактическое финансирование — 3,7 млрд руб. Проверка проводилась в Тульской и Новосибирской областях.
Результатами аудиторы остались недовольны. «До настоящего времени полномасштабное развертывание системы в регионах не обеспечено, а действующие нормативные документы не в полной мере регулируют отношения в этой сфере»,— отмечают в Счетной палате.
Хотя номер «112» был утвержден еще в 2004 году для вызова экстренных оперативных служб (пожарных, МЧС, полиции, скорой помощи, аварийной, службы «Антитеррор») по принципу «одного окна», работа по созданию этой системы реально началась только в 2008 году. Изначально планировалось, что проект будет реализован в 2012 году, однако дважды сроки пересматривались. Планировалось, что утвержденная в 2013 году ФЦП система ускорит этот процесс. К концу 2015 года система вызова по номеру «112» должна была заработать в 11 регионах, в следующем году — еще в 5, а в 2017 году — в 67. «Однако эти планы осуществить не удалось. На сегодняшний день система “112” создана и введена в эксплуатацию только в двух регионах — Татарстане и Курской области»,— констатируют аудиторы.
Помимо ежегодного сокращения финансирования программы (при формировании бюджета на 2015–2017 годы ее «стоимость» была уменьшено на 65,7%) есть и проблемы организационного характера — МЧС плохо контролирует затраты, так, например, нет методики расчета целевых индикаторов программы с применением данных официальной статистики, а отчеты регионов министерством не проверяются. Однако ключевая проблема при создании системы «112», по мнению аудиторов, отсутствие в регионах инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб. «Уровень их оснащения в районных центрах низкий, а кадровый состав слабо подготовлен. Население о системе информировано плохо»,— отмечают в Счетной палате.