ЮНЕСКО может остаться без японских денег
Между Токио и структурой ООН встала Нанкинская резня
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) может лишиться значительной части своего финансирования из-за застарелого и, похоже, не имеющего конца конфликта между Токио и Пекином по поводу оценки кровавых событий, произошедших почти 80 лет назад в китайском Нанкине. Правительство Японии грозит урезать или вообще прекратить свои взносы в бюджет этой структуры за то, что та включила предоставленные КНР документы о резне в этом городе в список программы всемирного наследия "Память мира". Речь идет о материалах Международного военного трибунала для Дальнего Востока, фотографиях и кинохронике. С подробностями специально для "Ъ" — корреспондент ТАСС в Токио ВАСИЛИЙ ГОЛОВНИН.
По мнению Токио, подготовленная в Пекине подборка о событиях в Нанкине в 1937 году искажает факты и "основана на односторонних суждениях". Именно так говорится в заявлении японского МИДа по поводу решения ЮНЕСКО. Эту позицию высказал и "человек номер два" в правительстве — генсек кабинета министров Есихидэ Суга. Он заявил, что ЮНЕСКО принимала свое решение "за закрытыми дверями" и не советовалась с Японией, хотя она имеет к этой истории непосредственное отношение. В Токио прямо не говорят, но намекают на то, что по крайней мере часть представленных Пекином документов — фальшивки. Господин Суга при этом предупредил: японские власти "изучают все варианты реакции" на решение ЮНЕСКО, включая прекращение финансирования.
Это серьезная угроза — на японские деньги приходится почти 11% бюджета этой специализированной структуры ООН. Токио сейчас фактически выступает как крупнейший донор ЮНЕСКО, поскольку США, которые покрывали 22% ее бюджета, несколько лет назад отказались делать свои взносы в знак протеста против принятия в эту организацию Палестины. Американский демарш вызвал финансовый кризис и привел к свертыванию ряда программ. Уход японских денег может на время вообще парализовать деятельность ЮНЕСКО.
Сама организация пока молчит в ответ на угрозы Токио, однако там вряд ли пойдут на пересмотр решения о событиях в Нанкине, ставших одним из самых чудовищных эпизодов японской агрессии в Китае. Летом 1937 года императорская армия взяла штурмом Шанхай — один из оплотов вооруженных сил Китайской Республики, которая возглавлялась националистической партией Гоминьдан. Ее лидер Чан Кайши понимал, что следующим будет тогдашняя столица страны, город Нанкин, удержать который явно не было возможности. Чан Кайши эвакуировал оттуда вглубь страны свои лучшие части, оставив в городе лишь плохо обученные войска. Они неэффективно управлялись и принимали необдуманные решения, например, запретили эвакуацию гражданского населения. Нанкин был взят в кольцо, а японское командование предложило его гарнизону сдаться под гарантии безопасности. Ультиматум проигнорировали, а Чан Кайши потребовал от своих сил в Нанкине сражаться до последнего человека. Однако китайские войска были деморализованы, оборона рассыпалась. 13 декабря в беззащитный город вошли японцы, и началась резня, которая продолжалась шесть недель. Чудовищные сцены насилия и убийства тысяч людей зафиксировали иностранцы, в частности христианские миссионеры, которые немало сделали для того, чтобы спасти хотя бы часть населения.
Сейчас о самом факте резни никто всерьез не спорит — его опровергает только кучка ультраправых публицистов и политиков в Японии. Полемика идет о числе убитых. На токийском Международном военном трибунале для Дальнего Востока речь шла о 200 тыс. человек. В Китае сейчас утверждают, что в Нанкине было убито более 300 тыс. человек. В противовес этому правительство Японии говорит о "многочисленных погибших", но утверждает, что точную цифру установить невозможно. Некоторые японские историки говорят о "нескольких сотнях убитых", но большинство сходится на цифрах от 20 тыс. до 40 тыс. человек.
Ситуацию, бесспорно, осложняет то, что у китайской стороны по понятным причинам не может быть документов с учетом погибших, а материалы японской армии были практически целиком уничтожены в короткий период после объявления о капитуляции Токио и высадки в Японии американских оккупационных войск. Так что дебаты, видимо, будут продолжаться еще долго. Однако в мире, в первую очередь на Западе, уже прочно сложились представления о Нанкине как о месте одного из самых страшных военных преступлений ХХ века, и попытки спорить из-за цифр могут лишь подпортить репутацию Токио.