Олимпийское наследие поддержат госпрограммой
Краевой бюджет выделит 4,3 млрд рублей на обслуживание парка в Имеретинке
В Краснодаре принята краевая программа «Постолимпийское использование олимпийских объектов» с объемом финансирования 4,3 млрд руб. Средства планируется направить на субсидии бюджету Сочи для покрытия расходов по использованию Олимпийского парка в Имеретинской низменности, а также на рекламное продвижение олимпийского туризма. По оценке экспертов, прогнозы авторов программы на создание устойчивого трафика в Олимпийском парке реалистичны ввиду сокращения выездного туризма.
Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев утвердил государственную краевую программу «Постолимпийское использование олимпийских объектов и развитие олимпийского туризма на период с 2016 до 2021 года», предусматривающую финансирование в сумме 4,3 млрд руб. 3,3 млрд руб. будут выделены из краевого бюджета, остальные — из муниципального бюджета Сочи. Соответствующее постановление главы Краснодарского края опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Разработчики программы отмечают, что построенные к Играм объекты в Имеретинской низменности, в том числе ледовые дворцы «Большой», «Адлер-Арена», «Шайба», «Айсберг», «Ледяной куб», успешно используются для массовых спортивных и зрелищных мероприятий, количество посетителей Олимпийского парка в сезоне 2014–2015 составило 1,91 млн человек. Однако по мнению авторов программы, в настоящее время имеется риск того, что потенциал, созданный к Олимпиаде, «может оказаться избыточным для Сочи, а внутренних ресурсов городской среды не хватит для гармоничного включения наследия в рекреационный комплекс края; в этом случае сверхсовременная инфраструктура и олимпийские объекты, отвечающие мировым стандартам, могут оказаться невостребованными, неокупаемыми и будут продуцировать значительную нагрузку на бюджеты всех уровней»,— утверждают разработчики программы.
Программа «Постолимпийское использование объектов в Сочи» направлена на создание круглогодичного туристического предложения на олимпийских объектах. Основная часть расходов по госпрограмме (объем финансирования — 3,3 млрд руб.) связана с предоставлением субсидий муниципалитету Сочи на создание условий для массового отдыха на территориях Олимпийского парка. В программе отмечено, что требующая содержания площадь парка в Имеретинской низменности составляет 505 тыс. кв. м. По расчетам авторов программы, проведение мероприятий на олимпийских площадках потребует 364 млн руб., обеспечение деятельности олимпийского департамента администрации края — 665 млн руб. На рекламную кампанию Олимпийского парка предусмотрено всего 15,2 млн руб., на организацию пресс-туров — 7,2 млн руб.
Согласно прогнозу разработчиков программы, принимаемые меры позволят в 2016 году обеспечить прирост трафика в Олимпийском парке на 2,5% по отношению к базовому периоду (сезон 2014–2015 годов), затем до 2021 года показатель будет оставаться на том же уровне — около 1,95 млн посетителей ежегодно. Число гостей мероприятий на олимпийских площадках к 2016 году должно вырасти с 70 тыс. до 110 тыс. человек в год, этот показатель также прогнозируется неизменным до 2021 года.
По мнению Тимура Нигматуллина, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», представленные авторами программы прогнозы выглядят вполне реалистично. «Рыночное позиционирование туризма в Сочи подразумевает фокус на среднем ценовом сегменте, и именно в данном сегменте прогнозируется стабильный рост спроса на фоне сокращения выездного туризма из-за девальвации рубля. По моим оценкам, спад выездного турпотока из РФ в целом на 30–40% по итогам текущего года выглядит вполне реалистичным сценарием»,— отметил аналитик. Как считает эксперт, привлекательность олимпийской столицы для отдыхающих растет в связи с тем, что с учетом текущих валютных курсов стоимость отдыха в Сочи в рублевом выражении по сравнению с зарубежными аналогами ниже на 20–30% без учета экономии на трансферте.
По мнению Евгения Бромберга, гендиректора группы компаний Undersun (крупный отельный оператор), бюджетное финансирование должно направляться в основном на организацию массовых зрелищных событий, которые генерируют поток гостей в парк, при этом часть финансирования могут взять на себя гостиничные сети, которые также заинтересованы в росте трафика. Участник рынка считает, что прогноз прироста трафика на 2,5% излишне осторожен. «В Олимпийским парке Сочи в межсезонье происходит 10–12 знаковых событий, таких как Международный инвестиционный форум, гонки „Формула-1“, авиашоу, спортивные соревнования; если к ним добавить хотя бы одно-два, это уже даст прирост потока посетителей как минимум на десятую часть»,— говорит эксперт.