Lada Vesta не заведется в Чечне без господдержки
Для ее сборки на мощностях «Чечен-авто» нужно 14 млрд рублей
АвтоВАЗ рассчитывает запустить сборку своей новой модели Lada Vesta на мощностях завода «Чечен-авто» в Чечне. По словам главы АвтоВАЗа Бо Андерссона, запуск новой модели создаст 500 дополнительных рабочих мест, при этом положительное решение о выпуске на чеченском предприятии новой модели будет принято лишь в случае выделения господдержки на 14 млрд руб. По мнению экспертов, необходимые средства могут быть найдены как в федеральном, так и в региональном бюджетах, но не исключают, что объем инвестиций пересмотрят в меньшую сторону.
Производство Lada Vesta может быть запущено на мощностях завода «Чечен-авто», заявил во вторник президент АвтоВАЗа Бо Андерссон. Он отметил, что для этого потребуется 14 млрд руб. Собственные средства в запуск производства АвтоВАЗ инвестировать не собирается — деньги планируется привлечь за счет федерального или муниципального бюджетов. По словам главы АвтоВАЗа, теоретически выпуск Lada Vesta на мощностях чеченского завода может начаться через год, но само решение «целиком зависит от наличия финансирования». По подсчетам топ-менеджера, запуск сборки новой модели позволит увеличить количество рабочих мест на предприятии на 500 сотрудников, до 740 человек.
Кроме того, с 1 ноября на «Чечен-авто» начнется сборка модели Granta, до конца года планируется выпустить порядка 600 машин, в следующем году — 6,6 тыс. Lada Granta.
Напомним, гендиректор «Чечен-авто» Сайд-Хусейн Таймасханов в июне этого года заявлял о готовности компании начать сборку Lada Vesta и Lada Granta. «Конвейерную сборку этих автомобилей мы планируем начать в конце первого или в начале второго квартала следующего года», — говорил господин Таймасханов. По его словам, «Чечен-авто» имеет соглашение с АвтоВАЗом, согласно которому, чеченское предприятие может выпускать любую модель Lada. «Единственная проблема заключается в дефиците оборотных средств завода, необходимых для подготовки специалистов и закупки оборудования. Поэтому, исходя из наших возможностей и учитывая потребности рынка, в ближайшей перспективе мы решили ограничиться сборкой автомобилей Granta и Vesta», — говорил господин Таймасханов.
Решение о том, получит ли проект по запуску сборки Lada Vesta на «Чечен-авто» бюджетное финансирование, пока не принято. Отметим, что во вторник во время своего официального визита в Чечню министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что у АвтоВАЗа очень хорошие перспективы в этом регионе. «В ближайшие годы АвтоВАЗ сможет удвоить здесь свое производство», — цитирует господина Мантурова пресс-служба АвтоВАЗа.
С начала года «Чечен-авто» выпускает Lada Priora, объем производства в этом году составил порядка 2,3 тыс. машин, выпуск остановлен в сентябре. Решение о дальнейшей сборке Priora будет принято в ноябре, отметил Бо Андерссон.
Старт продаж Lada Vesta намечен на 25 ноября. Производственный план «ИжАвто», где будет собираться модель, на 2016 год составляет 70 тыс. машин. Lada Vesta, созданная на новой платформе АвтоВАЗа LADA B/С, как предполагается, должна стать заменой выпускаемой сейчас модели Lada Priora. Как сообщала ранее пресс-служба АвтоВАЗа, значительная часть компонентов для Vesta выпускается в Тольятти. Это двигатели, коробки передач, элементы шасси, детали крупной и средней штамповки, в том числе лицевые панели кузова. Вклад Тольятти и Ижевска в ценообразование Lada Vesta распределен таким образом, что 60 % от стоимости автомобиля формируется в Тольятти.
По словам руководителя аналитического департамента QB Finance Дмитрия Кипы, никаких технологических проблем, препятствующих сборке Lada Vesta на мощностях «Чечен-авто», нет — «предприятие достаточно гибкое, опыт работы с АвтоВАЗом у него богатый». «Другой вопрос — это поиск инвестиций для переоснащения и закупки оборудования. Понятно, что у АвтоВАЗа в связи с началом производства новой линейки автомобилей сейчас лишних средств попросту нет, но это не делает ситуацию безвыходной. Как уже говорилось ранее, необходимые средства вполне могут быть найдены как в федеральном, так и в региональных бюджетах, впрочем, нельзя исключать, что объем инвестиций может быть пересмотрен в меньшую сторону», — рассуждает господин Кипа.
По мнению доцента кафедры финансы и кредит Российской академии предпринимательства, экс-руководителя департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ Олега Шахова, 14 млрд рублей — это адекватная сумма, «если речь идет о полномасштабном производстве с большим объемом выпуска, который сможет удовлетворить потребность региона в автомобилях Lada Vesta». «Деньги нужны для покупки необходимого оборудования, привлечения специалистов по налаживанию производства, строительства дополнительных площадей», — уточняет господин Шахов.
Яна Циноева,