Речники сели на мель
Отрасль готовится к серьезным убыткам
Навигация 2015 года может стать одной из худших в истории внутреннего водного транспорта России. Из-за прогрессирующей маловодности, цикл которой продлится еще минимум 14 лет, в этом году к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился кризис на Нижнем Дону, вызванный обмелением Цимлянского водохранилища. Невозможность загрузить суда так, чтобы окупить себестоимость перевозки, приводит к уходу клиента на железнодорожный или автомобильный транспорт. По оценкам РСПП, в целом по стране убытки речников могут достичь 20 млрд руб.
В текущий навигационный сезон на Единой глубоководной системе европейской части РФ (ЕГС), на которую приходится 70-75% объема перевозки грузов внутренним водным транспортом, сложилась критическая ситуация. Как рассказал "Ъ" президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, с начала навигации на ЕГС суда работают с недогрузом в 30-50%, тогда как эксплуатационные расходы увеличились примерно на 20%. В результате себестоимость перевозки почти удвоилась. "Из-за недостаточных глубин суда не проходят с осадкой, которая позволила бы провезти максимально возможное количество груза,— говорит он.— Поэтому судовладелец не может поддерживать адекватный конкурентоспособный уровень фрахтовых ставок. В результате груз начал уходить с реки — на железную дорогу, на автотранспорт". По словам господина Клявина, предварительная оценка потерь членов палаты, включая упущенную выгоду, составляет 8 млрд руб. с начала навигации, но цифра еще будет уточняться. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, общие убытки судоходных компаний по итогам года могут достичь 20 млрд руб.
По словам Алексей Клявина, раньше, в том числе в 2014 году, основной проблемой был Городецкий шлюз в районе Нижнего Новгорода, где глубины не позволяют нормально работать флоту. "Проблема эта не решается более 30 лет, с момента принятия решения о ненаполнении Чебоксарского водохранилища до проектной отметки,— говорит он.— За эти годы произошла просадка уровня реки, и дноуглубительные работы ничего не решают". В 2014 году потери речников из-за волжской проблемы составили порядка 3 млрд руб. В 2015 году к проблеме Городца добавилась критическая ситуация на Нижнем Дону, где сгонно-нагонные явления больше не компенсируются стоком Цимлянского водохранилища, уровень которого снизился в результате малоснежных зим. Именно эта ситуация приводит к падению грузопотока на экспорт. Больше всего она влияет на перевозки нефти и нефтепродуктов, песка, нерудных материалов, минеральных удобрений. Также недостаток воды негативно отразился на перевозке крупногабаритного тяжеловесного оборудования, которое иначе как рекой перевезти невозможно, отмечается в докладе РСПП.
Источник в отрасли пояснил "Ъ", что в норме речной флот выигрывает у альтернативных видов транспорта порядка 10-20%, но "если дело пойдет так, как идет, мы будем проигрывать эти же 10-20%". По его словам, рентабельность становится критической при загрузке 70-80% по нефтяным грузам и 60-70% по прочим. Другой собеседник "Ъ" добавляет, что перевозки рекой нефтепродуктов в эту навигацию заметно упали: если в 2014 году они достигали 2 млн тонн в лучшие месяцы, то в 2015 году — максимум 1 млн тонн.
В "Волжском пароходстве" (входит в UCL Владимира Лисина) подтверждают тяжелую ситуацию на Нижнем Дону. "Мы не питаем особенных надежд,— говорят в компании,— но надеемся все же закончить год с прибылью". Источник в другом пароходстве отмечает, что оно вообще отказалось от прохода по Нижнему Дону в этом сезоне. Собеседник "Ъ" отмечает и новую проблему — обширное обмеление на Оке: "В этом году на участке от Калуги до Коломны сквозного судоходства просто нет". Также появились сложности на участке ниже Рязани.
За Уралом ситуация не столь критическая, но, по данным Минтранса Якутии, "Газпром" смог завезти в эту навигацию только половину из запланированных 800 тыс. тонн труб для газопровода "Сила Сибири", так как из-за обмеления верховьев Лены суда шли с 40-50-процентной загрузкой. Источники на топливном рынке говорили "Ъ", что некоторые крупные нефтетрейдеры понесли большие убытки в 2014 году в рамках северного завоза, так как сорвали поставки дизтоплива из-за обмеления Енисея.
По словам господина Клявина, уже наблюдается значительное падение грузооборота речников. По данным Росстата, в январе--июне он снизился на 19,1%, то есть падает не только тоннаж, но и дальность перевозок. Из-за этого "утрачиваются значимые преимущества внутреннего водного транспорта по перевозке значительных объемов грузов на большие расстояния", подчеркивает Алексей Клявин. По тоннажу статистика Росстата не показывает резкого падения: в январе--августе объем перевозок в целом сократился всего на 2,9%. Однако в заграничном сообщении проблемы серьезнее — снижение на 18,8%, что также объясняется ситуацией на Нижнем Дону, поскольку значительная часть грузов идет на экспорт через Волго-Донской и Азово-Донской водные пути.
Ожидать естественного решения ситуации не приходится: маловодный период, по информации ФГУП "Центр российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра", закончится не ранее 2029 года. В Минтрансе "Ъ" пояснили, что в 2014 году начато проектирование низконапорной плотины на Волге, которая позволит решить проблему Городца, прорабатывается вопрос о строительстве на Нижнем Дону Багаевского низконапорного гидроузла водно-транспортного назначения. В министерстве надеются снять ограничения на Волге и Дону к 2020 году.