Учителя и эксперты выступили за создание единого стандарта изучения обществознания
Контекст
Вчера представители педагогического сообщества выступили за создание единого учебника по обществоведению для российских школьников. Обществознание является самым популярным предметом для сдачи ЕГЭ по выбору, гуманитарные вузы чаще всего устанавливают его в качестве вступительного испытания. Так, в 2015 году обществознание сдавали 51,2% выпускников. Однако, утверждают участники прошедшего в Московском государственном педагогическом университете круглого стола, ни один из существующих учебников по обществоведению не соответствует требованиям ЕГЭ. "Существующие учебники во многом оторваны от требований экзамена, реальных возможностей учащихся и учителей",— считает, в частности, "Учитель года-2015" Иван Федоров, преподающий историю и обществознание в одной из школ Самарской области. Он говорит, что учебник должен быть создан на базе единого школьного стандарта, которого также пока нет: "Стандарт нужен, чтобы дети знали, что спросят на экзамене". Мораль, например, авторы разных учебников трактуют по-разному, и чтобы успешно сдать экзамен, выпускник должен дать ту формулировку, которая устроит экзаменатора. Как рассказывает господин Федоров, в Самарской области ни один выпускник не смог дать определение основам конституционного строя — этого в учебнике тоже нет.
Единый стандарт преподавания, напомним, уже утвержден для истории, на очереди — русский язык и литература, а также математика. При этом педагоги предупредили о необходимости избежать морализаторства. "Обществознание несет в себе фантомные боли идеологического содержания,— подчеркнула завкафедрой философии образования МГУ имени Ломоносова Елена Брызгалина.— Учебник должен настраивать на открытость информационного пространства и столкновение позиций". По мнению госпожи Брызгалиной, главную роль в написании нового учебника по обществознанию должны играть не академические ученые, а психологи и практикующие учителя. Юлия Старостина