«Исламское государство» проявилось в ХМАО
Двух предполагаемых боевиков будут судить за попытку подрыва мечети
В суд Ханты-Мансийского автономного округа направлено уголовное дело в отношении двух предполагаемых диверсантов, которые, по версии следствия, готовили теракты в регионе. По версии следствия, обвиняемые попытались в апреле 2014 года взорвать автомобиль, начиненный взрывчаткой, рядом с мечетью города Пыть-Ях, а затем один из них оказал вооруженное сопротивление полицейскому патрулю и захватил заложников в Нижневартовске. Предполагаемый организатор неудавшегося теракта и его соратники сейчас воюют в Сирии на стороне «Исламского государства», запрещенного в России.
Вчера СКР сообщил об окончании расследования следователями четвертого следственного управления ГСУ СКР (дислоцируется в Екатеринбурге) уголовного дела двух боевиков, планировавших в прошлом году совершить террористические акции на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Обвинительное заключение утвердил заместитель генпрокурора РФ по Уральскому федеральному округу Юрий Пономарев, дело направлено для рассмотрения в суд ХМАО.
В сообщении СКР отмечается, что обвиняемыми по делу проходят не менее шести лиц, которые действовали в Турции и ХМАО с октября 2013 по апрель 2014 года. Но пока задержаны только двое — Ризван Агаширинов и Абдула Магомедалиев. Им инкриминируются подготовка теракта (ст. 30 и ст. 205 УК РФ), незаконный оборот и изготовление оружия (ст. 222 и ст. 223 УК РФ), лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и посягательство на сотрудника полиции (ст. 139 УК РФ).
Согласно версии следствия, с 2013 года члены группировки, которой предположительно руководил представитель запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ), готовили теракт против прихожан мечети города Пыть-Ях (входит в состав духовного управления мусульман ХМАО). Диверсантами был подготовлен автомобиль ВАЗ-2115, который они начинили легковоспламеняющимися веществами и порохом. Злоумышленники дождались вечера пятницы, когда в мечети было наибольшее количество прихожан, и собирались осуществить подрыв. Но теракта не произошло. Как оказалось, заряд воспламенился, но не детонировал. Прибывшие пожарные быстро потушили машину, а саперы обезвредили остатки находившейся в ней взрывчатки. Как рассказали „Ъ” в региональном Духовном управлении мусульман ХМАО, тогда жертв удалось избежать чудом. «Однако после инцидента нам пришлось удвоить меры безопасности — сейчас все наши объекты охраняются, находятся под видеонаблюдением», — отметили в управлении.
Другой эпизод, вменяемый подсудимым, касается нападения на сотрудников полиции спустя два месяца после неудавшегося теракта в Пыть-Яхе. Согласно материалам дела, Абдула Магомедалиев 7 мая находился в Нижневартовске, где был остановлен полицейским патрулем, имевшим ориентировки на него и других участников теракта. При проверке документов он сначала усыпил бдительность полицейских, передав им документы и телефон, а затем неожиданно выхватил из кармана пистолет (оружие и боеприпасы, как потом выяснилось, боевики получили из Дагестана) и в упор выстрелил в них. Один сотрудник полиции был ранен в ногу, а второй в грудь (но пуля попала в полицейский значок, поэтому не задела жизненно важных органов). Раненые полицейские попытались преследовать террориста, но он скрылся в одном из близлежащих жилых домов, где взял в заложники целую семью. Впрочем, спустя несколько часов он без боя сдался бойцам СОБРа.
По сведениям „Ъ”, задержание Абдулы Магомедалиева стало переломным этапом в ходе расследования подготовки теракта в Пыть-Яхе. Тогда следствию и оперативникам регионального ФСБ и МВД (занимались сопровождением уголовного дела) удалось установить личности всех участников регионального террористического подполья. Четверо из них — Валех Амиралиев, Шамиль Кадашов, Илья Плотников и Абдула Магомедов — объявлены в международный розыск. Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, один из фигурантов террористического дела Валех Амиралиев находится на территории Украины, но запрос на его выдачу российской стороне так и остался без ответа. Другие разыскиваемые, по оперативным данным, сейчас воюют в Сирии на стороне ИГ.