Цирк с нолями

Как дрессировщики и акробаты теряют зрителей и доходы

Запашные ушли из Росгосцирка, в Щелково перестали кормить львов, жирафа и пони, испытывает трудности даже локомотив индустрии — Cirque du Soleil. Кризис циркового искусства во всем мире связан с дефицитом идей, а в России — еще и с нехваткой денег.

ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ

Цирковой артист Ги Лалиберте в 1984 году рискнул заемными $60 тыс., организовав в Квебеке первое шоу Cirque du Soleil. В апреле этого года он вместе с партнерами получил за 90% акций Cirque du Soleil $1,5 млрд. Работа в Cirque du Soleil стала мечтой для артистов со всего мира, благодаря этому проекту престиж циркового искусства поднялся на небывалую высоту.

Но всему приходит конец, и, похоже, внезапной популярности циркового искусства тоже. Cirque du Soleil уже сократил сотни сотрудников по всему миру, а продажа части предприятия, как многие подозревают, может означать сложности с идеями дальнейшего развития. Российские же цирки уже давно в долгах и все реже ездят на гастроли. Тяжелее всего ситуация в государственных цирках, но даже успешные частные предприятия, такие как Цирк Никулина и шоу братьев Запашных, без помощи государства чувствовали бы себя неважно.

Бюджетное преставление

Росгосцирк, государственную компанию, владеющую более 70 предприятиями, в том числе 41 стационарным и 11 передвижными цирками в России, в последние месяцы сотрясают скандалы. В октябре стало известно об увольнении сразу нескольких цирковых династий из Росгосцирка — братьев Запашных, Сергея Нестерова, Татьяны Тимченко и ее сына Василия, Натальи Майхровской и ее мужа. Уволившиеся артисты считают, что их обделили, создав препятствия в гастрольной работе. В компании подчеркивают, что "времена привилегий для некоторых цирковых номеров закончились навсегда" — теперь все равны. У компании в споре с артистами железный аргумент — нет денег.

О том, что у Росгосцирка кончились деньги, хорошо знают в подмосковном Щелково. Расположенный там питомник экзотических животных (семь львов, верблюд и пони) шлет сигналы SOS: уже два месяца питомнику не перечисляют деньги, звери не получают корма, сотрудники — зарплат. Совсем без еды львов оставить не решились, и долги питомника достигли 1 млн руб.

Долги есть у большинства государственных цирков, но компания Росгосцирк даже не знает точно, сколько ее филиалов в должниках, да и зрителей сосчитать не может. По данным Счетной палаты РФ, кредиторская задолженность Росгосцирка по состоянию на 1 января 2014 года достигла 389,413 млн руб., а спустя год — уже 491,244 млн руб. Однако журналистам глава компании Вадим Гаглоев называет другую цифру — 700 млн руб. Если верить руководству компании, в прошлом году число зрителей сократилось более чем на 400 тыс. человек по сравнению с 2012-м, а по другим данным того же Росгосцирка, выросло. "Росгосцирк лукавит: в разных отчетах и на сайте у них часто приводятся разные цифры, и из-за этого понять, что на самом деле происходит, невозможно. На мой взгляд, посещаемость их цирков только падает, как и во всем мире",— констатирует главный редактор журнала "ProЦирк" Андрей Гутник.

Ухудшение ситуации замечают и рядовые сотрудники Росгосцирка: компания никогда не была богатой, жила за счет дотаций государства, но такого количества проблем ей до недавнего времени удавалось избегать.

"Не перечислить деньги питомнику в Щелково на таком плохом информационном фоне — это, конечно, идиотизм. Скорее всего, это связано с тем, что налоговая на пару недель арестовала наши счета в связи с вопросами по невыплате долгов, связанных с ремонтом цирка в Курске, который стоит 900 млн руб., поэтому у нас могли быть временные проблемы с перечислением денег. Но все равно это не оправдание: цирковые животные-то страдать не должны",— утверждает один из сотрудников Росгосцирка.

Бюджет Росгосцирка в последние годы колеблется около 1 млрд руб., которые перечисляются из бюджета государства, а еще 1,5-2 млрд руб. приносят принадлежащие ему цирки в различных городах. Этого не хватает даже на самое необходимое, поэтому считается, что из 41 цирка компании треть испытывает серьезные трудности. В самом Росгосцирке, впрочем, считают, что серьезные трудности испытывают все цирки: стабильная работа предполагает новые постановки каждый сезон, а новая постановка мирового уровня стоит не меньше нескольких миллионов долларов, и еще около $10 млн нужно, если цирк хочет вывезти шоу на гастроли. Для сравнения: постановка мюзикла "Notre Dame de Paris" в Москве стоила всего $4,5 млн. Трехмиллиардный бюджет Росгосцирка — это всего $47,8 млн, и если новые постановки "методом конвейера" еще удается делать, то о гастролях пришлось забыть всем. Если несколько лет назад у Росгосцирка было много контрактов с Китаем, Японией, Турцией и Европой, в последние два-три года их фактически нет.

"Предыдущие генеральные директора Росгосцирка всегда пытались отстоять свою точку зрения в Министерстве культуры и выбивали, когда нужно, дополнительные деньги. Это первый раз в истории Росгосцирка, когда в компании без возражений выполняют указания сверху и снижают затраты путем увольнения артистов и даже целых коллективов и уже готовы сократить расходы на корма для животных",— рассказывает Андрей Гутник.

Впрочем, на самом деле вина нынешнего руководства Росгосцирка не так уж и велика: предыдущие директора выбивали дополнительное финансирование, получая чуть меньшие дотации из бюджета — порядка 700 млн руб., а сейчас кризис, и деньги получить сложнее.

Шоу за свой счет

На самом деле проблемы государственных цирков уже мало кого волнуют, поскольку самые известные российские — давно уже частные де-юре или де-факто.

Частные цирки и шоу братьев Запашных и Московский цирк Никулина, в отличие от Росгосцирка, в последние два года сделали большой рывок в развитии и выпустили сразу несколько спектаклей и шоу.

Братья Запашные в этом году перед новогодними праздниками решили запустить сразу четыре разных шоу. Шоу с животными затем поедут в Азию, где любят такой цирк, а представление без зверей покажут в Европе — там животных не очень любят, да и постановка без них дешевле.

"В наши новогодние шоу мы вкладываем $5-10 млн и показываем их в Лужниках с 20 декабря по 10 января. За это время мы даем от 50 до 55 шоу, поэтому посещаемость достигает 250-300 тыс. зрителей, потом мы это шоу привозим в другой город, где успеваем собрать еще денег, потому что это самое благоприятное время",— описывает экономику директор Большого московского цирка на Вернадского и продюсер цирковых шоу Эдгард Запашный. Цирк на Вернадского находится в прямом подчинении федерального Министерства культуры, а не Росгосцирка, поэтому скандал с Росгосцирком на сотрудничестве Запашных с этим цирком не отразился, и шоу, которые продюсерский центр Запашных запланировал для проведения в Большом цирке, тоже пройдут по расписанию. Отчасти благодаря такому сотрудничеству этот цирк является счастливым исключением из общей упаднической тенденции госцирков: в цирке 3300 мест, и за год его посещают примерно 700 тыс. человек.

Директор Московского цирка Никулина Максим Никулин тоже меряет экономическую успешность в продажах билетов.

Чтобы окупить шоу, за сезон ему необходимо держать наполненность зала в течение показов на уровне не ниже 80%.

"В этом году у нас все хорошо: средняя заполняемость залов достигает 98,5%",— хвалится Максим Никулин.

Максим Никулин не отрицает, что Цирк Никулина своим коммерческим успехом обязан в том числе московским властям: за аренду своего помещения цирк платит Москве 1 руб. за квадратный метр. Помимо того, успехи цирка сегодня практически ограничиваются Россией. "На гастроли за границу мы ездим в основном в Японию. Были гастроли в ЕС, но сейчас они не проходят, потому что нет денег на продвижение наших шоу там. У русского цирка есть знаменитые артисты, но уже нет знаменитого бренда",— полагает Максим Никулин.

Для возвращения советской славы, когда цирк был одним из предметов гордости наравне с балетом, не хватает денег и идей, считает глава Cirque du Soleil Rus Наталья Романова. Знаменитая цирковая школа никуда не делась — в постановках Cirque du Soleil русскоязычных артистов в среднем 25%, а в отдельных шоу они в большинстве. Но работать они уже давно предпочитают за границей: больше платят.

Их время закончилось

Лучше всего в России чувствует себя как раз не местный, а заезжий цирк — Cirque du Soleil. Вкладывая в новые постановки до $25 млн, цирк привозит их в Россию обычно не более чем на два месяца, собирая за это время в среднем более 100 тыс. зрителей за месяц при цене билета 1,6-6 тыс. руб. Глава Cirque du Soleil Rus Наталья Романова утверждает, что каждое привезенное в Россию шоу с 2010 года было прибыльным.

Впрочем, если говорить о финансовом положении Cirque du Soleil в целом, то начиная с 2012 года (рекордные $1 млрд прибыли за счет продажи 14 млн билетов по всему миру) оно пошатнулось. Компания, например, уже проводила массовые сокращения — рассталась с 400 из 5 тыс. своих сотрудников. Независимые эксперты говорят, что сложности с продажей идеи цирковых спектаклей, которые придумали в Cirque du Soleil, были предсказуемы: в цирке все надоедает очень быстро. И вообще, то, что канадцы сделали цирк настолько успешным бизнесом,— редкая удача, полагают в цирковой индустрии.

Дело в том, что вообще-то цирк — это искусство, а не бизнес и, как правило, существует все-таки за счет поддержки государства. Даже Cirque du Soleil в начале пути такую поддержку имел. Канадцы до 1992 года получали дотации от своего правительства, но уже давно существуют как полностью независимое коммерческое предприятие. Его основатель Ги Лалиберте первое шоу сделал благодаря правительству Квебека, которое пригласило его сделать представление, посвященное годовщине открытия Канады. В дальнейшем компания, конечно, научилась зарабатывать сама не только благодаря продажам билетов, но также за счет выступлений на коммерческих мероприятиях, буфетов, аттракционов, торговли сувенирами.

В последние годы успешны китайские цирки — они, надо заметить, все принадлежат государству. Частные цирки в Европе и Америке зачастую получают поддержку от государства через систему грантов и заказов на шоу.

Чиновники Росгосцирка в последнее время твердят, что коммерческого успеха цирк может достичь лишь в том случае, если научится продавать попутные товары, с цирком не связанные. "В Новый год цирк делает прибыль не за счет билетов, а за счет платных подарков. По идее экономику каждого представления нужно устраивать именно таким образом. Само шоу должно служить простой приманкой",— говорит специалист из Росгосцирка.

Впрочем, этот подход, как правило, не оправдывает себя. В Cirque du Soleil утверждают, что львиная доля выручки — это все-таки билеты, а эксперименты российских цирков в этом направлении чаще всего безрезультатны.

Так, например, основатель частного московского цирка "Аквамарин" Денис Руденко имел отношение к производству мороженого и некоторое время пытался обеспечить синергию своих двух начинаний, выдавая посетителям цирка мороженое бесплатно. Бизнес по производству мороженого, однако, вскоре пришлось закрыть.

Скорее всего, дело все же не в дополнительных продажах, а в падении интереса к цирку как таковому. Хотя вариаций на цирковую тему существует великое множество — от немецкого классического "Ронкалли" до авангардного "Флик-фляка", от шоу Полунина до Великого китайского цирка,— по сути это очень дорогое ретро. Во всем мире цирки уже давно конкурируют не столько друг с другом, сколько с интернетом, телевидением и другими более доступными развлечениями. До того как в мире в середине 1980-х появился Cirque du Soleil, цирк чаще всего, за исключением прославленных коллективов, представлял собой дешевые номера с фокусами и акробатами — все остальное было слишком трудно окупить. И если новых идей у цирка не появится, большинство его представителей в ближайшие годы останутся ни с чем.

Вся лента