"Газпром" выпускают на волю
Радикальная реформа отрасли может начаться с цен на газ
ФАС предлагает уже на ближайшей президентской комиссии по ТЭКу обсудить отмену регулирования оптовых цен на газ, которое существовало в отрасли всегда. В ситуации профицита газа отпуск цен может привести к их снижению, из-за чего все газовики понесут потери, но для "Газпрома" это будет шанс отвоевать обратно хотя бы часть доли на внутреннем рынке, которую он в последние годы отдал независимым производителям. А если монополия сохранит контроль над транспортировкой газа, то сможет манипулировать ценой и получит огромное преимущество.
ФАС предлагает отказаться от регулирования оптовых цен на газ, заявил заместитель главы службы Анатолий Голомолзин. "Мы полагаем, что сейчас есть предпосылки, и это не вопрос долгосрочного перехода. Уже 40% газа по свободным ценам торгуется, независимо и во внебиржевом сегменте",— пояснил он, подчеркнув, что объем торгов газом на бирже также растет. Господин Голомолзин отметил, что либерализация оптовых цен будет вынесена на рассмотрение президентской комиссии по ТЭКу, заседание которой ожидается в октябре-ноябре. В "Газпроме", НОВАТЭКе и "Роснефти" отказались от комментариев, в Минэнерго заявили, что вопрос с ними не обсуждался и требует дополнительной проработки.
Речь идет об изменении одного из основополагающих условий работы газовой отрасли: цены на газ в России регулировались всегда, кроме совсем небольших объемов, продаваемых на торговой площадке "Газпром межрегионгаза", а сейчас — на бирже СпбМТСБ. Цены устанавливаются отдельно для оптовых потребителей и населения, последнего инициативы ФАС не коснутся. Но население потребляет лишь около 50 млрд кубометров газа в год из 357 млрд кубометров, которые в 2014 году были проданы в зоне Единой системы газоснабжения (еще около 100 млрд кубометров в год используется локально и не влияет на внутренний рынок). Таким образом, порядка 300 млрд кубометров газа в год в России продается либо по оптовому тарифу ("Газпром"), либо по цене, привязанной к уровню этого тарифа (так продают газ НОВАТЭК и "Роснефть"). При этом "Газпром", контролируя около 65% внутренних продаж газа, не может продавать его не по тарифу, из-за чего независимые производители существенно наращивают свою долю, предлагая потребителям небольшие скидки.
Оптовые цены на газ в России неуклонно росли в последние годы, поскольку была поставлена задача выйти на уровень равнодоходности поставок на внутренний рынок с экспортом. За последние десять лет оптовый тариф вырос примерно в 3,6 раза, до 3,7 тыс. руб. за 1 тыс. кубометров в среднем по стране. При этом "Газпром", неверно оценив динамику внешнего спроса, создал добычные мощности примерно на 620 млрд кубометров в год, но на деле добывает сейчас на уровне около 420 млрд кубометров. Таким образом, на рынке существует потенциальный профицит газа, сопоставимый с 60% потребления в зоне ЕСГ. Потенциален он потому, что "Газпром" не может продать дополнительный газ, не конкурируя с независимыми производителями по цене.
Парадокс ситуации в том, что, несмотря на многолетние дискуссии о приведении цен к рыночному уровню, газовая отрасль в целом не заинтересована в их либерализации. Независимые производители понесут прямые убытки как по цене, так и по объемам, так как, если цены будут отпущены, "Газпром" явно начнет демпинговать и вытеснять их с занятых позиций. Но если ценообразование будет основано на биржевых торгах, то тактика демпинга станет обоюдоострой для "Газпрома": в определенный момент ему будет уже невыгодно снижать цену, так как потеря выручки на старых клиентах превысит ее рост за счет новых.
Ключевой вопрос в том, чтобы все потребители имели равные технические и экономические условия для покупки газа на бирже. Сейчас газотранспортная система принадлежит "Газпрому", а тариф на транспорт устанавливается непрозрачно. И он таков, что поставка газа потребителям юга и запада страны менее выгодна, чем на Урал и в Западную Сибирь (рядом с основными месторождениями). Поставку биржевого газа тоже осуществляет "Газпром", и если он будет каким-то образом ограничивать ее, то получит конкурентное преимущество. "Должен быть решен вопрос с равным доступом к ГТС и подземным хранилищам, но даже в таком случае независимые производители при отпуске оптовых цен понесут потери",— констатирует Мария Белова из Vygon Consulting. По ее мнению, либерализацию цен нельзя проводить без других реформ на рынке.