Renault-Nissan притормозил в Тольятти
АвтоВАЗ остановил сборочную линию моделей альянса
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ остановил сборку моделей альянса Renault-Nissan из-за проблем с поставками комплектующих. Проблема коснулась тысячи машин, среди которых Renault Logan и Sandero, а также Nissan Almera. Произошло это из-за срыва поставок деталей для боковых зеркал заднего вида от нижегородской ГК «Автокомпонент». На АвтоВАЗе вчера заявили, что сложившаяся ситуация не отразится на покупателях. Об этом говорят и эксперты.
В среду АвтоВАЗ остановил сборочную линию В0 по вине поставщика ГК «Автокомпонент». Компания сорвала поставки деталей для боковых зеркал заднего вида, уточнили в пресс-центре АвтоВАЗа. Остановка конвейера затронула тысячу автомобилей, которые АвтоВАЗ выпускает для альянса Renault-Nissan, в том числе 600 автомобилей Renault Sandero, 200 Renault Logan и 200 Nissan Almera.
«АвтоВАЗ меняет свои взаимоотношения с поставщиками и намерен жестко реагировать на подобные инциденты», — сообщили „Ъ“ в пресс-центре компании. На предприятии добавили, что сборочная линия остановлена «краткосрочно», «решается вопрос» с поставщиком ГК «Автокомпонент», но на момент сдачи номера дата возобновления ее производства известна не была.
В Renault согласны с позицией АвтоВАЗа не выпускать некомплекты. В Nissan от комментариев отказались. Источник „Ъ“, знакомый с ситуацией, пояснил, что причина срыва поставок уже традиционна и заключается в слишком жестких сроках, которые ставит перед контрагентом АвтоВАЗ. Кроме того, важным фактором является цена, о которой завод регулярно не может договориться с поставщиками. В ГК «Автокомпонент» вчера ситуацию не комментировали.
ГК «Автокомпонент» выпускает более 250‑ти наименований видов продукции для ОАО «АвтоВАЗ», Renault и Nissan. В составе холдинга — управляющая компания, производственные площадки в Нижнем Новгороде, Тольятти, Сызрани и Колпино. ГК является частью консорциума Х‑Group, в который также входят ГК «ГазСервисКомпозит», ООО «Евромолд» и ООО НППП «Высокие технологии для „Газпрома“».
АвтоВАЗ давно сталкивается с проблемами из-за своих поставщиков. Например, в 2009 году завод на несколько дней останавливал конвейер из-за перебоев с поставками деталей. Поставщиков тогда не устроила новая схема оплаты — до 70 % закупок АвтоВАЗ решил оплачивать своими векселями, при этом на деньги приходилось лишь 30 %. При нынешнем менеджменте (в конце 2013 года Бу Андерссон сменил Игоря Комарова на посту президента АвтоВАЗа. — „Ъ“) проблемы возникли в конце прошлого года: предприятие останавливало сборку Lada Kalina и Lada Granta на четыре дня. Тогда источники на рынке рассказывали, что производителей автокомпонентов не устроила политика президента завода Бу Андерссона — он настаивал на приобретении компонентов по цене ниже рыночной, при этом значительно продлевая отсрочку по платежам. В итоге до возобновления поставок завод был вынужден выпускать некомплектные автомобили, которые накапливались на площадке в Тольятти. В январе 2015 года представители АвтоВАЗа объявили о том, что ситуация с поставщиками улажена.
После возникновения проблем с поставщиками автозавод начал консолидировать производителей автокомпонентов. В 2014 году АвтоВАЗ выкупил у «Ростеха» Волжский машиностроительный завод (ВМЗ, занимается оснасткой, выпуском штампов, станков и робототехники), в марте этого года было объявлено о сделке по приобретению холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ, также входит в «Ростех»).
В начале лета АвтоВАЗ собирался приобрести еще одного своего поставщика — «Автовазагрегат» (выпуск сидений, глушителей, трубок тормозной и топливной систем), но уже в июле сделка оказалась под вопросом, а в августе АвтоВАЗ прекратил переговоры, так как компания «нарушила обязательства по поставкам». 22 июня АвтоВАЗу пришлось частично остановить производство на два дня, в частности, из-за недопоставок «АвтоВАЗагрегата». 12 сентября автопроизводитель расторг договор с бывшим поставщиком, который на сегодняшний день находится в первой стадии банкротства.
На АвтоВАЗе вчера заявили „Ъ“, что сложившаяся ситуация не отразится на покупателях. Об этом говорят и эксперты. «У дилеров и на складах альянса есть достаточный запас автомобилей, так что дефицита названных моделей не будет, все желающие смогут их приобрести. Не скажется эта ситуация и на отношениях между альянсом и АвтоВАЗом, они не испортятся. Да, ситуация не самая приятная, но в остальном сотрудничество тольяттинского автогиганта с Renault и Nissan развивается успешно», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Такие остановки конвеера уже были, это не выходящий из ряда вон случай, поэтому сильного влияния на сбыт не окажет. Базовая причина в том, что поставщики автокомпонентов в России существуют в искусственной среде и не затронуты конкуренцией. Возможно, ошибочным было выделить производство автокомпонентов в отдельный бизнес, отделив их от АвтоВАЗа», — добавляет заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин.
Дмитрий Баранов, в свою очередь, напоминает, что за последние несколько лет автозаводом было прекращено сотрудничество со многими поставщиками комплектующих, которые «не смогли или не захотели измениться вместе с АвтоВАЗом, в частности, не обеспечивали качество запчастей или срывали сроки, допускали другие нарушения». «И в Тольятти по-прежнему этому вопросу уделяют огромное внимание, не ослабляют контроль. Поэтому с тем из поставщиков, кто по тем или иным причинам будет нарушать договорные обязательства, АвтоВАЗ может перестать сотрудничать», — считает господин Баранов.