Гитарный аванс
Джонни Гринвуд сыграл в Москве
Гастроли гитара
В столичном клубе YotaSpace в сопровождении London Contemporary Orchestra выступил гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд. К удивлению БОРИСА БАРАБАНОВА, приезд легендарного музыканта не сопровождался аншлагом.
Во время одного из интервью в Москве гитарист Джонни Гринвуд объявил о том, что Radiohead "почти закончили" запись нового альбома. Сообщение, которое поклонники группы по всему миру ждали четыре года, на самом деле включало в себя две новости. Во-первых, есть новая музыка от Radiohead. Во-вторых, кто-то из Radiohead доехал-таки до России.
Вторая новость, может быть, даже важнее. Дело в том, что концерт Radiohead остается для российских меломанов несбыточной мечтой, одной из двух. Вторая — концерт Тома Уэйтса. Том Уэйтс никогда здесь не был и вряд ли соберется, потому что в принципе крайне мало и редко гастролирует, особенно за пределами США. С Radiohead сложнее. Они моложе и легче на подъем, но долгие годы отказываются от предложений из России, в том числе, говорят, и по политическим причинам. Между тем, как и господин Уэйтс, Radiohead являются здесь объектом безусловного и многолетнего культа.
Выступление Джонни Гринвуда в YotaSpace подвергло этот культ сомнению. Подъезжая к зданию клуба, корреспондент "Ъ" был уверен, что ему придется продираться сквозь толпу возбужденных поклонников. Первый музыкант из Radiohead в России — это как первый человек на Луне. Однако все было подозрительно спокойно. Концерт начался вовремя. Билетов продали тысячу с небольшим. Для члена группы, которой здесь, как принято считать, по плечу минимум СК "Олимпийский", это очень скромно. Разочарование автора этих строк было сравнимо со случившимся несколько лет назад визитом группы The Cure, тоже долгожданным и тоже, как казалось, беспроигрышным. The Cure сыграли на фестивале "Максидром", и на тот фестивальный день было продано около 4,5 тыс. билетов. Речь шла о группе, которой гармониями, а то и мелодиями обязан практически весь русский рок.
Впрочем, недобор зрителей в случае с Джонни Гринвудом, как и в случае с The Cure, вполне возможно, связан с неудачным выбором площадки. Не исключено, что на сольный концерт The Cure в комфортном концертном зале пришло бы больше народу, чем на молодежный open air. С Джонни Гринвудом такая же ситуация.
Вряд ли многие из пришедших рассчитывали получить на концерте Radiohead light, но великий бренд так или иначе проецировался на событие. Однако в сольных программах Джонни Гринвуда нет даже следа произведений Radiohead. Они наполовину состоят из фрагментов саундтреков, которые он написал для фильмов Пола Томаса Андерсона "Нефть" и "Мастер". Наполовину — из сольных инструментальных номеров и произведений композиторов-экспериментаторов в диапазоне от Стива Райха (на концерте прозвучали его "Электрические контрапункты", написанные для электрогитары) до Мики Леви из группы Micachu And The Shapes.
Самым неожиданным оказалось произведение, названное в честь картины Марка Шагала "Автопортрет с семью пальцами". Зрителям было предложено воспользоваться смартфонами: пройти по ссылке, показанной на экране, и, следуя командам на сайте, производить на свет короткие высокие звуки. Так была реализована идея коллективного музицирования. Заметим к слову, что Джонни Гринвуд обошелся на концерте без кадров из фильмов, к которым писал музыку. В отрыве от картинки темы из кино оказались холодными авангардистскими опусами для исключительно подготовленной публики.
Джонни Гринвуд гастролирует с оркестрантами. Пусть их немного, одеты они так, словно пришли на репетицию, и нередко присаживаются прямо на подмостки, но коллектив все равно однозначно опознается как "оркестр". Сам господин Гринвуд иногда довольствуется ролью клавишника, а иногда и вовсе отсутствует на сцене. Большая часть композиций была максимально далека от мелодичной киномузыки и песенной формы. Общая атмосфера происходящего, конечно, больше располагала к мягким креслам и филармонической обстановке, нежели к клубу со стоячим партером. Может быть, концерт стоило именно так и позиционировать — с акцентом на минимализм, неоакадемизм и экспериментальную электронику. И делать его в сидячем зале. Даже для верных фанатов Radiohead и даже несмотря на антракт, выстоять концерт оказалось тяжеловато.
В общем, звучавшие в зале аплодисменты были не столько реакцией на происходящее и не столько благодарностью гитаристу за все, совершенное в рамках Radiohead, сколько инвестицией в будущее. Поедет к себе, расскажет парням, что с нами можно иметь дело, может, когда-нибудь и почтят своим визитом.