Время класть кирпичи
"Другая часть нового мира" в Московском музее современного искусства
Выставка современное искусство
Тридцать с лишним художников из Испании, Латинской Америки и Центральной Европы собраны директором центра современного искусства CA2M Ферраном Баренблитом и Еленой Яичниковой в бодрую выставку о превратностях капитализма. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Даже серьезной выставке не обойтись без котиков, пусть не во плоти, а в письменной форме. На входе в экспозицию зрителя встречает огромная неоновая надпись "Богатый кот из Чикаго умирает от сердечного приступа". Эта работа Фернандо Санчеса Кастильо основана на газетных заголовках и задает, пожалуй, излишне шутливый тон, который дальнейший маршрут ничуть не поддерживает. "Другая часть нового мира" получилась выставкой проблемной и сложной, в ней много искусства о социальной несправедливости, бесчеловечности капитала и экономических проблемах Латинской Америки и не только. Россия тут тоже есть, что называется, в эпизоде: фотографическая серия Иоахима Кестера "Прогулки Канта" (2003) снята в Калининграде на тропах, по которым ежедневно гулял изобретатель "категорического императива". Современный Калининград, в большой степени отстроенный с нуля после Великой Отечественной, на возвышенные мысли не наводит, что, наверное, и требовалось доказать.
Работа Кестера показательна для "Другой части". Искусство тут принципиально неяркое, часто стилизовано под документ или научную работу и оставляет ощущение интеллектуального холода, который может как отпугнуть, так и отрезвить зрителя. Стереотипов о Латинской Америке выставка тщательно избегает, и только фотографии иконы феминизма Аны Мендьеты, конструировавшей отражения своего тела на холстах и в природе, чем-то могут напомнить о том, что на жарком континенте когда-то зародился магический реализм Борхеса, Маркеса и Варгаса Льосы.
Удивительно, что эти экспонаты взяты из коллекции фонда ARCO, возникшего при одноименной ярмарке современного искусства. Коллекция фонда пополняется работами со стендов ярмарки, что позволяет выбирать работы знаменитых, но не очень дорогих художников вроде участников выставки Франсиса Алиса, Сантьяго Сьерры и Томаса Хиршхорна. Коллекция ARCO хранится в CA2M, Центре искусства имени 2 Мая, названном в честь стычки свободолюбивых испанцев с мамелюками из Имперской гвардии Франции — оккупанта Испании в 1808 году. CA2M — место и по мадридским меркам радикальное, выставок Джеффа Кунса или других звезд там не найдешь, в фаворе — политические активные или молодые художники. Впрочем, фонд подчеркнуто не гонится за коммерческой привлекательностью, и русские арт-дилеры внесли бы большинство показанных на выставке вещей в разряд непродаваемых.
Например, видеоарт, которого на выставке много. Лучший образчик эфемерного жанра на стыке клипа, кино и объекта — замечательное "Непостоянство материала" Гектора Заморы, где рабочие кидают друг другу кирпичи в коридорах и на лестницах некоего здания, превращая труд в увлекательный балет. Здесь ничего фактически не происходит, но пустота действия выглядит убедительнее многих работ "со смыслом". Наоборот, серия Терезы Маргольес "Посмертные записки" (2006) перегружена значением. Художница установила на фасады мексиканских кинотеатров душераздирающие цитаты из записок, оставленных реальными самоубийцами. Тут, помимо гуманистического напоминания о ценности человеческой жизни, есть множество оттенков смысла — и жизнь как киносеанс, часто кончающийся реальной трагедией, и противопоставление одиночества отчаявшегося человека непрерывному потоку развлечений. В "Археологической вставке" (2012) другого мексиканца Эдуардо Абароа в последний путь отправляются уже не люди, но объекты, купленные художником на блошином рынке. Образчики (скорее всего) поддельного фолк-арта Абароа оставлял навеки в камерах хранения археологических музеев Мексики, предварительно фотографируя свои покупки так, как будто они предназначались для шикарного каталога. Тут сталкивается история официальная и стилизация, эксплуатация прошлого.
Но важнее всего для выставки оказывается все-таки тема труда, в марксистском разрезе — как это и принято в цивилизованном мире. Вышеупомянутый Томас Хиршхорн, на "Манифесте" в Санкт-Петербурге поразивший воображение имитацией рухнувшей пятиэтажки, здесь представлен скромной по меркам художника инсталляцией "Комната прибавочной стоимости" (1999). Тут на стене сигаретными пачками выложено слово "Капитализм", а на столах высятся груды картона, банок колы, реклам из глянцевых журналов и прочей аккумуляции мусора постиндустриальной эпохи. Модные индийские леваки из "Ракс Медиа Коллектива" сочинили "Коммунистический непроявленник", эдакую противоположность знаменитому манифесту Маркса и Энгельса, наполненный афоризмами вроде "лучше знать миллион способов сделать что-то грубое, чем один способ сделать что-то роскошное" или "от каждого по их щедрости, каждому по удовольствию". Кажется, что в прогрессивных идеях художников уже заложено их отрицание: фигурируя в коллекции фонда при художественном торжище, они участвуют в круговороте капитала именно в качестве объектов роскоши. Как ни грубо они были бы сделаны.