Илью Пономарева арестуют по согласию
Госдума разрешила взять его под стражу
Госдума дала согласие на арест депутата от "Справедливой России" Ильи Пономарева, которого следственные органы подозревают в растрате средств фонда "Сколково". Фракции ЛДПР и "Справедливая Россия" возмутились, что действующее законодательство не позволяет лишить его депутатского мандата.
Депутаты Госдумы согласились вчера с аргументами Генпрокуратуры и дали согласие на арест Ильи Пономарева, которому инкриминируется пособничество в растрате средств фонда "Сколково" в размере $750 тыс. Это считается "хищением чужого имущества в особо крупном размере", сообщил заместитель генпрокурора Владимир Малиновский.
Господин Пономарев в июле 2014 года выехал в США. 22 июня 2015 года было "вынесено постановление о его привлечении в качестве обвиняемого", напомнил господин Малиновский, однако подозреваемый "в назначенное время без уважительных причин к следователю не явился", поэтому 24 июня был объявлен в розыск, а 7 июля — в международный розыск. Басманный суд Москвы 17 июля избрал "заключение под стражу" в качестве меры пресечения для депутата. 26 августа Мосгорсуд подтвердил правомерность решения Басманного суда об аресте. Чтобы выполнить это решение, замгенпрокурора просил вчера согласие Госдумы, так как Илья Пономарев имеет депутатскую неприкосновенность. После того как глава думского комитета по регламенту Сергей Попов порекомендовал палате "согласиться с подобной просьбой", депутаты отказались от тайного голосования, предусмотренного думским регламентом для таких случаев. Девять справороссов не участвовали в голосовании, трое проголосовали против — Дмитрий Гудков, Валерий Зубов и Сергей Петров.
"Это политическая расправа",— заявил Илья Пономарев в видеообращении, которое разместил вчера в соцсетях Дмитрий Гудков. Причину "расправы" господин Пономарев видит в своей деятельности, которую "депутаты считают антироссийской, антигосударственной (господин Пономарев был единственным, кто голосовал против присоединения Крыма к РФ.— "Ъ"), а "Сколково" тут ни при чем". "Но я скорее доволен этим решением, потому что оно еще раз показывает политику в этом деле",— сказал господин Пономарев. Его адвокат Мария Баст заявила, что решение Госдумы "будет обжаловано в суде в ближайшее время". Ранее она заявляла, что ее подзащитный "уже оплатил" инкриминируемую сумму, в связи с чем будет "добиваться прекращения исполнительного производства приставами".
Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский и член фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Горовцов отметили, что господин Пономарев заслуживает досрочного прекращения депутатских полномочий. Владимир Жириновский напомнил, как Госдума в 1995 году, не дожидаясь судебного приговора, прекратила полномочия депутата Сергея Мавроди (создателя финансовой пирамиды МММ). Это был единственный случай в истории Госдумы. Во всех остальных инцидентах депутаты придерживаются п. "д" ч. 1 ст. 4 закона "О статусе...", по которой полномочия депутата прекращаются "в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда".
Владимир Жириновский уверен также, что у Госдумы должно быть право лишать мандата депутата, который долго не появляется на рабочем месте. Лидер ЛДПР сожалеет, что на депутатов "не распространяются нормы Трудового кодекса", из-за чего палата не может прекратить полномочия господина Пономарева, "второй год отсутствующего не только на работе, но и в стране". Лидер ЛДПР считает, что следует "изменить процедуру" и в тех случаях, когда речь идет о взятии депутата под стражу. "Давайте дадим право Генпрокуратуре арестовывать без нашего на это решения: в 5 утра пускай "воронки" едут по тем адресам, которые у них есть",— подытожил он.
Дмитрий Горовцов также сожалел вчера о нехватке оснований для досрочного прекращения полномочий депутата. Илья Пономарев числится в составе фракции справороссов, хотя и отстранен от работы в ней. Исключить его из фракции нельзя, так как Госдума избрана по пропорциональной системе, и в ней не может быть депутатов, не состоящих во фракциях. Господин Горовцов считает необходимым ввести "императивный мандат", чтобы партия могла исключать депутата из фракции, после чего исключенный должен отказаться от депутатского мандата.