Инновации останутся без людей
Бюджет вкладывается в беспилотный транспорт и в мозг-компьютер
Четыре "дорожные карты" Национальной технологической инициативы (НТИ) вчера одобрены президиумом Совета по модернизации экономики и инновационному развитию во главе с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Проекты, посвященные беспилотному авиа-, авто- и морскому транспорту, а также нейротехнологиям, должны начать работать уже в 2016 году. Из бюджета на их реализацию будет выделено 10 млрд руб.— Экспертный совет при правительстве полагает, что разработчики карт не обосновали объемы запрошенных средств, но при этом настаивает на необходимости достижения "глобального лидерства" России в названных сферах к 2035 году.
Президиум Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию вчера одобрил проекты четырех "дорожных карт" НТИ — так называемых АэроНэт, АвтоНэт, МариНэт и НейроНэт (описывают проекты в сфере авиационного, автомобильного и морского транспорта, а также нейротехнологий). "Чтобы их межведомственное согласование проходило оперативно и качественно, нужно закрепить за каждой из карт курирующее министерство",— заявил на заседании Дмитрий Медведев. Куратором "НейроНэт" он предложил назначить Минобрнауки, остальных трех — Минпромторг.
Как сообщил министр образования Дмитрий Ливанов, проект постановления правительства о порядке разработки, согласования и реализации карт НТИ к 19 октября будет представлен премьеру на подпись. Реализация карт начнется в 2016 году — в проекте бюджета на это уже предусмотрено до 10 млрд руб. Также власти рассчитывают на вложения инвесторов — в не названных пока объемах.
НТИ — это долгосрочная программа по развитию новых рынков на базе высоких технологий. По задумке властей, ее реализация должна привести к тому, что российские компании войдут в число мировых лидеров в этой сфере к 2035 году. Организаторы работы — Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК). Реализуется НТИ через систему "дорожных карт" — сейчас их восемь, включая четыре вчера рассмотренные.
В рамках "АвтоНэт" к 2035 году, по прогнозам РВК, ожидается достижение полной автономности автотранспорта (общемировой объем этого рынка к этой дате достигнет $3 трлн). "АэроНэт" должна расширить применение беспилотных авиационных систем — в сельском хозяйстве, для перевозок, поиска и спасания. Над территорией РФ, утверждают в РВК, к 2035 году в воздухе может постоянно находиться не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов. Объем мирового рынка в этой сфере к этому сроку оценивается в $200 млрд, планируемая доля РФ — $40-45 млрд. "МариНэт" посвящена цифровой навигации, освоению океана и инновационному судостроению, включая безэкипажные суда. Наконец, в рамках "НейроНэт" планируется создание похожих на мозг компьютеров и нейротехнологий для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона. Сейчас Россия занимает лишь 0,05% мирового рынка нейротехнологий, к 2035 году долю планируется нарастить до 2,5% (глобальный рынок составит $1,8 трлн).
Как пояснил "Ъ" министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов, "выбранные рынки должны обеспечивать рост ВВП, технологический суверенитет и усиление позиций России в глобальных технологических цепочках". Уже в 2016 году будут первые результаты, заверил журналистов после заседания президиума Дмитрий Песков из АСИ.
"Дорожные карты" вызывали замечания у Экспертного совета при правительстве (его заключения есть у "Ъ"). По "АвтоНэт" эксперты отмечают, что планируемый объем внебюджетных средств составляет лишь 18% от общего бюджета карты и не предполагает существенных инвестиций ключевого участника проекта — ПАО "КамАЗ", что "значительно отличает" ее от других карт (около 50% внебюджетных средств). Доля России на мировом рынке беспилотных транспортных средств планируется на уровне 3%, что, по мнению экспертов, "не соответствует идеологии НТИ о глобальном лидерстве РФ на выбранных рынках к 2035 году". Та же претензия — к карте "НейроНэт" с ее 2,5% мирового рынка нейротехнологий. Также эксперты обратили внимание на отсутствие обоснования запрашиваемых объемов бюджетных средств, уже предусмотренных готовящимся к внесению в Госдуму проектом госказны.