Ликвидация "бутылочного горлышка" обойдется в 9,5 млрд рублей
Участок ЗСД вблизи Белоострова расширят до шести полос
Расширение северного участка ЗСД с четырех до шести полос обойдется консорциуму "Газпромбанка" и ВТБ в 9,5 млрд рублей, сообщил в пятницу по итогам совещания с инвесторами аппарат вице-губернатора Игоря Албина. Среди плюсов проекта — увеличение количества пользователей, а соответственно и доходов платной магистрали. Среди минусов — изменение действующих условий кредитования проекта, а также возможная задержка сроков сдачи центрального участка ЗСД.
Впервые планы по расширению северного участка ЗСД вблизи Белоострова, где скоростная трасса сужается с шести полос до четырех, озвучил старший вице-президент группы ВТБ Юрий Молчанов на июньском заседании координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. По его словам, после того как трасса "Скандинавия" станет шестиполосной, отрезок возле Белоострова превратится для водителей в "бутылочное горлышко".
Спустя пять месяцев представители консорциума "Магистраль северной столицы" (принадлежит ВТБ и "Газпромбанку", строит центральный участок ЗСД и управляет северным и южным участками) представили в Смольном проект по расширению трассы в районе Белоострова с четырех до шести полос. Согласно предварительным расчетам, объем инвестиций в этот проект составит 9,5 млрд рублей, в том числе на капитальные затраты придется около 6,3 млрд рублей.
По действующему соглашению о государственно-частном партнерстве, Санкт-Петербург гарантирует концессионеру минимальную выручку от эксплуатации дороги через механизм компенсационных платежей. Минимальный гарантированный доход, который должен получить концессионер от эксплуатации платного участка ЗСД, составляет 9,67 млрд рублей в год. Компенсационные платежи рассчитываются как разница между выручкой от сбора платы за проезд и уровнем максимальных компенсируемых затрат (МКЗ).
Для того чтобы реализовать новый проект, стороны подготовят пакет дополнений к существующему соглашению, где будет предусматриваться ряд новых рисков. В частности, расширение ЗСД может привести к увеличению уровня МКЗ, что, в свою очередь, повысит расходы бюджета. В связи с этим МСС планируется привлечь дополнительные кредиты для финансирования проекта. Минимальный доход МСС от расширения северного участка ЗСД составит 1,7 млрд рублей.
Также "в связи с отвлечением материальных и технических ресурсов" при увеличении количества полос на северном участке могут продлиться сроки завершения работ на центральном участке ЗСД, который по контракту планируется сдать весной 2016 года. Но, как ранее сообщил вице-губернатор Игорь Албин, уже сейчас на объекте есть задержки по срокам. Если концессионер не сможет выполнить своих обязательств и построить участок вовремя, в дальнейшем МСС будет терять по 2 млрд рублей за год просрочки.
Среди очевидных преимуществ расширения — увеличение числа пользователей ЗСД, а соответственно, получение дополнительных доходов. В пиковые дни по северному участку ЗСД проезжает чуть более 80 тыс. автомобилей в сутки против предусмотренных проектом 40 тыс. Для получения точных данных по трафику направлена заявка в Росавтодор.
Помимо проекта по расширению ЗСД, ВТБ планирует вложиться в строительство транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность "Лахта-Центра" на северо-западе города. Кредитная организация в рамках дополнения действующего соглашения о ГЧП предложила объединить в один проект строительство бесплатных трасс М-49 (от Приморского шоссе до развязки с ЗСД), М-32 (от поселка Ольгино до Приморского шоссе) и М-1. Общая стоимость этого проекта оценивается в 10,3 млрд рублей.