Железные дороги меняют вагоновожатого
ФГК возглавит Алексей Тайчер
Как стало известно "Ъ", глава принадлежащей ОАО РЖД Федеральной грузовой компании (ФГК) Виталий Евдокименко покинул компанию. На его место, по неофициальной информации, приходит президент и совладелец "СГ-Транса" Алексей Тайчер. Участники рынка полагают, что приход нового гендиректора из частной компании знаменует скорое возвращение парка ФГК, привлеченного в июле ОАО РЖД по агентскому соглашению, обратно в компанию и развитие ее как самостоятельного игрока.
В пятницу совет директоров ФГК (на 100% принадлежит ОАО РЖД) в заочной форме утвердил отставку гендиректора компании Виталия Евдокименко, рассказали источники "Ъ". По словам двух из них, господин Евдокименко уже попрощался с коллективом. Собеседники "Ъ" уверяют, что новым руководителем ФГК станет президент и совладелец "СГ-Транса" Алексей Тайчер (вместе с Тимуром Бабаевым владеет Unirail Holding, которой принадлежит 50% "СГ-Транса", еще 50% у АФК "Система"). По данным одного из источников, близкого к ФГК, сегодня он может быть представлен коллективу и "принять дела". В ФГК не ответили на запрос "Ъ", сам господин Тайчер, представители ОАО РЖД и "СГ-Транса" отказались от комментариев.
Виталий Евдокименко пришел в ФГК в 2010 году. К настоящему моменту именно в этой компании консолидирован вагонный парк, подконтрольный ОАО РЖД. По данным Infoline Rail Russia Top, парк в управлении ФГК в первой половине 2015 года составил 159 тыс. вагонов. При этом если парк компании рос в 2012-2014 годах, то выручка сокращалась: на 20,6% в 2013 году и на 6,7% в 2014 году. В июле 2015 года ОАО РЖД вернулось к практике управлению парком ФГК на базе агентских соглашений, в результате лишь 22% вагонов остались в распоряжении самой компании.
Но Алексей Тайчер вряд ли согласился прийти в "пустышку", уверен один из собеседников "Ъ". Он уверен, что сам факт появления топ-менеджера в ФГК означает, что компания снова будет сама управлять большей частью собственных вагонов. Источник "Ъ" поясняет, что господин Тайчер "в хороших рабочих отношениях" с вице-президентом ОАО РЖД Салманом Бабаевым, который, "вероятно, сохранит свой пост даже на фоне нынешних отставок в монополии" (см. "Ъ" от 16 октября). Они вместе работали в Первой грузовой компании (ПГК, бывшая дочерняя структура ОАО РЖД, сейчас принадлежит структурам Владимира Лисина), кроме того, партнер Алексея Тайчера по "СГ-Трансу" — сын господина Бабаева. "Вряд ли бы менеджера такого уровня приводили для руководства компанией, не имеющей своего парка",— говорит собеседник "Ъ".
По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, Алексей Тайчер — "сильный руководитель и финансист", а ФГК нужно повысить эффективность операционной и финансовой деятельности. Приход нового руководителя с высокой вероятностью будет сопровождаться скорым возвратом парка полувагонов из управления ОАО РЖД в ФГК, согласен он. Управляющий партнер кадрового агентства Winner Partners Григорий Окунь отмечает, что менеджеры, приходящие из частного сектора в государственный, очевидно, привносят в нее "более рыночный подход", однако "удастся ли реализовать это в рамках такой структуры, как ОАО РЖД,— вопрос". Он отмечает, что такие менеджеры либо приходят со своей командой, либо приводят ее костяк и доукомплектовывают на месте. Впрочем, до прихода в ПГК господин Тайчер работал в самом ОАО РЖД, так что особенности управленческого процесса в монополии ему не в новинку.