Участники полуфинала
Представляем вам 16 полуфиналистов совместного конкурса «Коммерсанта» и ВТБ24 для малого и среднего бизнеса «Ниша на миллиард». Победителей на этом этапе оказалось на одного больше, чем мы планировали, поскольку в нише «Путешествия и туризм в России» две компании — Бюро нескучных выходных и Хостел «Достоевский» — набрали одинаковое количество голосов. Кто станет победителем — определяете вы.
НИША "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (HEALTH&WELNESS)
SHULZ
Прежде чем начать производство собственных велосипедов под брендом Shulz Александр Иванов три года торговал зарубежными марками в собственном интернет-магазине и содержал велопрокат в Санкт-Петербурге. Благодаря этому опыту он понял, что лучший городской велосипед должен быть простым, надежным и не требовать ежедневного ремонта. «Я занял у знакомых $20 тыс. и через полгода получил первые 250 велосипедов», — говорит Иванов.
Велосипеды Shulz производят на фабрике в Китае. Сегодня компания продает восемь складных моделей: от бюджетного односкоростного Shulz Max до восьмискоростного Speed Disk. Дополняют линейку дорожные велосипеды Roadkiller и аксессуары — корзины, седла, покрышки, фирменные чехлы. Базируется бренд в Санкт-Петербурге, где магазин совмещен с гарантийной мастерской. Официальные дилеры компании работают в Москве и пяти российских регионах, хотя заказать продукцию Shulz можно по всей России, а также в Европе. Недавно первые велосипеды были проданы клиентам из Германии. Выручка компании за последний год составила 10 млн руб.
Своими конкурентными преимуществами компания называет соотношение цены и качества, продуманный до мелочей дизайн и надежность конструкции. Shulz гордится использованием почти во всех своих моделях планетарной втулки, в которую встроен механизм переключения передач: она не требует частой настройки и отлично переносит сложные погодные условия. «Велосипед - простое изобретение, но в нем достаточно компонентов, которые производители могут менять на свой лад. Наше видение того, каким он должен быть, получилось уникальным»,— рассказывают в компании.
Центр микроскопной стоматологии и костной регенерации PerfectSmile
Центр микроскопной стоматологии и костной регенерации Кирилл Костин и Олег Пономарев открыли в июле 2014 года. «Мы более десяти лет работали в частной стоматологии в качестве наемных врачей, а когда познакомились, поняли, что наши взгляды на профессию и дальнейшее развитие совпадают»,— рассказывает Костин. Основатели вложили в открытие клиники 13 млн руб. собственных средств, а уже за первый год выручка компании составила 27 млн руб.
PerfectSmile предоставляет полный объем стоматологических услуг для взрослых и детей, начиная с профессиональной чистки зубов и заканчивая сложнейшими хирургическими операциями. Есть и эксклюзивные услуги: лечение при определенных показаниях под мощным операционным микроскопом, костная пластика с полной реабилитацией пациентов даже с критическим объемом костной ткани. Сегодня в центре работают 30 человек — это профессиональная команда врачей-стоматологов разных специализаций, ассистентов, медицинского персонала.
Главное направление деятельности клиники — эстетическая стоматология. В центре есть собственная фотостудия для профессиональной съемки, учебный центр и зуботехническая лаборатория. PerfectSmile активно использует возможности цифровых технологий: работает с интраоральным сканером, специальным программным обеспечением, 3D-моделированием. «У нас особый подход и к комфорту пациентов,— говорит Кирилл Костин.— Например, несмотря на то, что в центре Санкт-Петербурга сложно найти свободное место, мы предусмотрели собственную закрытую парковку для посетителей на автомобилях».
«ЭмПрана»
«Подарки-впечатления поменяли представление многих о своих возможностях, досуге и правильном образе жизни»,— говорит совладелец компании «Эмпрана» Игорь Калинин. «Эмпрана» предлагает клиентам сертификаты на различные развлечения — походы в музей, кинотеатр и СПА, курсы экстремального вождения автомобиля, уроки каратэ, прыжки с парашютом. В ассортименте магазина есть подарки на любой вкус и кошелек — разброс цен составляет от 590 руб. до 79 тыс. руб. Самые дорогие подарки включают в себя полет на истребителе L-29, тест-драйв бронетранспортера или изготовление фамильного герба.
Купить подарки-впечатления можно по всей России, представительства компании открыты в Москве, Санкт-Петербурге и еще 14 российских городах. В этом году в качестве популяризации здорового и интеллектуального образа жизни компания подарила более 500 тыс. подарков-впечатлений.
«ЭмПрана» появилась в августе 2010 года по инициативе четырех предпринимателей. В старт проекта было вложено 10 млн руб. Нынешние совладельцы Игорь Калинин и Константин Куликов за время руководства компанией инвестировали в бизнес еще около 20 млн руб. За последний финансовый год компания, в которой работают всего 20 сотрудников, заработала около 50 млн руб.
Одним из главных своих преимуществ «ЭмПрана» называет команду, которая способна нетривиально решать поставленные задачи. «Компанией руководят кандидаты наук и специалисты, которые испытывают на себе каждое впечатление, и сами профессионально занимаются единоборствами, дайвингом, парашютным спортом»,— рассказывает Игорь Калинин.
НИША "ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ В РОССИИ"
I'm Siberian
«Мы в первую очередь продвигаем Сибирь, а уже потом придумываем, как зарабатывать», — рассказывает создатель I’m Siberian, уроженец Новокузнецка Владимир Черепанов. В 2012 году он вместе со своим партнером Евгением Старостенко придумал социальный проект, который направлен на популяризацию Сибири в России и за рубежом. «Сибирь — это место гигантской силы и мы хотим, чтобы люди ощутили эту энергетику», — говорит Черепанов.
К пропаганде сибирских ценностей создатели компании подходят творчески. Среди последних «морозных» спецпроектов — «Медвежье такси» в Новокузнецке, водитель которого одет в костюм медведя и принимает оплату медом и орешками, и «Белые пляжи Сибири» — фотосессии моделей, одетых в купальники и шорты, на фоне заснеженных просторов Кемерова, Омска и Железногорска. Проект I’m Siberian заметило даже британское издание Daily Mail, посвятившее компании, которая привлекает туристов в «самый изолированный и отдаленный» российский регион, отдельную публикацию.
Единственным источником заработка I’m Siberian является интернет-магазин. «Мы продаем товары, которые направлены на реализацию нашей идеи, в 25 странах. Мы хотим, чтобы сибирские вещи и продукты появлялись на прилавках магазинов по всему миру», — говорит Черепанов. Сегодня в ассортименте магазина присутствуют брендированные футболки, шапки, варежки, носки и кейсы для телефонов. Для ценителей есть голубые меховые «медвежьи кеды» и «зверошапка», стилизованная под медведя, волка или лису. Выручка компании за последний год составила 12 млн руб.
Level.Travel
Сервис поиска и продажи туров онлайн Level.Travel предлагает готовые путешествия по России и еще 33 странам: в стоимость уже включены авиабилет, отель, трансфер, услуги гида и страховка. Система сервиса объединяет предложения 25 крупнейших российских туроператоров: цены на туры подгружаются напрямую из их базы и обновляются в реальном времени. Поисковый движок снабжен большим количеством фильтров, например, по типу отдыха, рейтингу отеля, его удаленности от пляжа.
Предприниматели Дмитрий Малютин и Эллин Толстов запустили Level.Travel в конце 2012 года. «Мы первыми придумали технологическое решение, которое позволило объединить 90% предложений на туристическом рынке России», — утверждает Дмитрий. Уникальность решения отражается на доходах компании: за последний год Level.Travel заработал 70 млн руб. «За последний год туристический рынок упал в два раза, а мы выросли в пять-шесть раз», — говорит Малютин.
Продажу туров по России компания открыла в марте нынешнего года, а уже к июлю такие путешествия вышли на первое место по количеству бронирований.
Самыми популярными направлениями являются курорты Краснодарского края и Крыма. С приближением зимнего сезона набирают популярность и горнолыжные туры в Красную поляну. «Туры по России привлекают своей дешевизной, хотя все путешествие, как правило, обходится дороже поездки, например, в Турцию, — объясняет развитие рынка внутреннего туризма Дмитрий Малютин. — И, безусловно, нельзя забывать о финансовой нестабильности, валютных курсах, ограничениях на выезд за рубеж для сотрудников спецслужб».
Бюро нескучных выходных
«Бюро нескучных выходных» предлагает нетривиальные экскурсии по Саратову и области продолжительностью от двух часов до двух суток. Можно прогуляться по саратовским крышам или посетить заброшенную насосную станцию, совершить полет на паралете или отправиться в пеший поход по родникам.
В отличие от традиционных турфирм «Бюро» не загружает жителей и гостей региона ненужными цифрами и банальными фактами. «Зато мы можем взять в аренду трамвай и провести экскурсию по самым глухим окраинам Саратова так, что путешественник влюбится в наш город, — говорит одна из создателей «Бюро» Людмила Россенко. — В этой нише, к нашему большому сожалению, у нас почти нет конкурентов».
Экскурсоводами в «Бюро» работают люди, искренне интересующиеся историей региона: краеведы-энтузиасты, журналисты, фотографы, историки, политики. «Своим проектом мы ломаем стереотипы о Саратове — в этом заключается наш план, миссия и идея», — поясняет Россенко. «Бюро» открылось в апреле 2014 года и за год с лишним компания разработала более 50 уникальных экскурсионных программ и маршрутов, а также организовала более 200 различных мероприятий — краеведческие квесты, конкурсы и мастер-классы. Выручка «Бюро» за последний год составила 800 тыс. руб.
Пока работа «Бюро» ограничивается только Саратовской областью, но компания уже присматривается к соседним регионам — единичные туры проводятся и там. «Мы несколько раз летали в Волгоград, были на озере Эльтон, знакомились с бытом кочевников Калмыкии», — рассказывает другой создатель компании Николай Асафьев.
Хостел «Достоевский»
Хостел «Достоевский» открылся в Омске в марте нынешнего года как альтернатива гостиницам и съемным квартирам. Это одна из 17 мини-гостиниц сети «Достоевский», работающей во многих городах России. Но в данном случае использование имени писателя не случайно: в 1850 году Достоевский был сослан в Омск на четырехлетнюю каторгу за участие в кружке вольнодумцев.
Всего в хостеле 10 номеров, в которых может разместиться до 40 постояльцев — от двух до шести человек в комнате. «Это комфортное и доступное жилье для путешественников. Минимальная стоимость места в хостеле составляет 350 рублей в сутки: дешевле в городе просто нет», — утверждает владелец Вячеслав Лыков. По его словам, низкая цена, выигрышное месторасположение — в самом центре города, вблизи железнодорожного вокзала — и интерес к русской литературе привлекают в хостел немало гостей. Уже через семь месяцев работы владельцу удалось окупить инвестиции в 1,2 млн руб.
Каждый пятый гость приезжает из-за рубежа, отмечает Лыков, среди постояльцев много туристов из Франции и Китая. «В нашу мини-гостиницу часто селятся надолго — так выходит еще дешевле», — рассказывает владелец. «Достоевский» он считает не просто хостелом, а «пространство взаимодействия людей». «Наши администраторы всегда посоветуют, какие места в городе стоит посетить. А вечером наши гости собираются для общения в общей зоне», — радуется Лыков.
НИША "РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ И ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
АртЛичность
Ольга Заболотская и Айдар Фаррахов задумались о том, кем станет их дочь, когда ей было десять лет. «Тогда мы обнаружили, что на рынке нет компании, которая могла бы интересно и комплексно рассказать детям о существующих профессиях», — говорит Айдар Фаррахов. Так появился проект «АртЛичность» — центр профориентации, который предоставляет детям и подросткам от двух до 17 лет возможность попробовать себя в том или ином деле. «Мы предлагаем по-настоящему погрузиться в рабочий процесс: если ребенок интересуется IT, наши преподаватели вместе с ним пишут программы, если телевидением — они организуют съемку сюжетов», — говорят создатели компании.
Сегодня под брендом «АртЛичность» работает три центра в Санкт-Петербурге и один в Москве. Осознанно выбрать профессию подросткам помогает целый комплекс программ: тренинги, консультации, профтестирование, экскурсии, а также встречи с известными людьми. Так, в гостях у «АртЛичности» уже побывали актриса Чулпан Хаматова, двукратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике Елена Исинбаева, экс-глава Google Russia, а ныне директор eBay Russia Владимир Долгов.
Во время школьных каникул «АртЛичность» организует поездки в загородные лагеря. Каждая смена посвящена одной или нескольким профессиям — журналиста, архитектора, режиссера, переводчика или сотрудника МЧС. Несколько раз такие лагеря проходили за рубежом. Например, в Неаполе воспитанники центра изучали тонкости ресторанного бизнеса, а в Барселоне постигали азы фотодела. За шесть лет работы «АртЛичности» в программах центра приняли участие более 3 тыс. детей.
«Опен Стар»
Инновационный парк развлечений «СказКино» для детей и взрослых — новое направление работы компании «Опен Стар», которая раньше специализировалась на продаже всевозможных гаджетов. Проект, задуманный в 2013 году, готовится к запуску, рассказывает директор компании Марат Сахаев. «ОпенСтар» уже инвестировала в него $250 тыс.
«Первично обкатать нашу идею мы планируем в декабре нынешнего года. Сейчас ищем помещение для аренды, хотелось бы разместиться на территории московского ВДНХ»,— говорит он.
По замыслу создателей, в интерактивный парк «СказКино» посетители будут въезжать на волшебном паровозике. Внутри разместятся четыре инсталляции с декорациями из русских сказок. Для каждой из них будет предусмотрена отдельная зона на десять посадочных мест. «В одно помещение мы поставим избушку на курьих ножках, в другом на троне будет сидеть Кощей Бессмертный, в третьем разместим настоящую живую белку в хрустальном домике. В главном помещении посетители увидят четырехметровый дуб со златой цепью, русалкой и ученым котом-рассказчиком», — описывает Сахаев.
Инсталляции будут дополнены видеоконтентом с использованием современных технологий: по мотивам русских сказок и былин планируется создать 25 роликов. Посетители смогут увидеть их с помощью шлемов виртуальной реальности. «Наш проект действительно инновационный: он одновременно патриотичный, развлекательный и познавательный, в России у него нет аналогов», — подчеркивает Марат Сахаев.
Детский центр развития личности СынДочка
Компания «СынДочка» специализируется на развитии умственных, творческих и познавательных способностей дошколят. Два центра компании — в подмосковных Люберцах и Балашихе — появились в 2013 году, и по просьбам родителей практически сразу стали работать в формате детского сада. В «СынДочка» трудятся специалисты разного профиля — логопеды, психологи, учителя английского языка. «В наших детсадах — квалифицированный и стабильный коллектив, отсутствует текучка кадров»,— говорит владелица центров Татьяна Афанасьева.
«СынДочка» принимает на обучение детей от двух до шести лет. В зависимости от возраста их делят на мини-группы и ласково называют «шустриками», «почемучками» или «буквоешками». «Внимание малышей невозможно удержать дольше десяти минут, а у нас они учатся, сами того не замечая, — у них то логика, то развитие речи, то физкультминутка. Все занятия проходят в игровой форме», — рассказывает Афанасьева.
Родителям месяц посещения занятий в центрах «СынДочка» обходится в 15 тыс. руб. Оба центра полностью укомплектованы, и в каждый стоит очередь из желающих отдать ребенка в детсад «Например, в Балашихе в листе ожидания у нас сейчас около 60 человек, — утверждает Афанасьева. — Количество мест в наших центрах ограничено, одновременно мы можем обучать не более 35 детей, иначе поддерживать домашнюю обстановку становится невозможно». Выручка компании за последний год составила 8 млн руб.
НИША "МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА"
Federal Leader Group
Основатель Federal Leader Group Сергей Меликсетян несколько лет работал бизнес-тренером, а также создавал деловые настольные игры для ВТБ и Райффайзенбанка. Однажды у него появилась идея объединить обучающие семинары и игры. Так появился Readom.pro — онлайн-ресурс, на котором в игровой форме можно приобрести реальные профессиональные навыки. Мобильный тренер доступен с любого устройства — компьютера, планшета или телефона с выходом в интернет.
Сейчас Readom.pro представляет собой онлайн-тренинг для менеджеров по продажам «Миллион в кармане». Игра максимально приближена к реальности, в ее основе — настоящие сделки и интервью. «Четыре часа игры дают такой же эффект, как и хороший двухдневный тренинг. Клиенты говорят, что в ней все как в жизни. Один предприниматель даже начал использовать игру вместо собеседования при приеме на работу», — рассказывает Меликсетян.
В игре предусмотрено более 170 различных вариантов окончания, в процессе пользователю демонстрируются его ошибки и последствия каждого принятого решения. Также игроки получают различные советы. Тренироваться на readom.pro можно как в одиночку, так и командой. Игроки, например, могут устроить между собой соревнование за первое место по объемам продаж. При этом у клиента будет возможность наблюдать, какие стратегии используют его сотрудники, и кто из них ошибается.
По словам Меликсетяна, он не собирается ограничиваться только онлайн-тренингом для продажников. Созданная предпринимателем платформа может легко изменяться в зависимости от требований заказчика, что позволяет быстро адаптировать игру для обучения разных специалистов.
Bringo
Онлайн-сервис быстрой доставки связывает отправителей с курьерами-фрилансерами. Bringo работает по принципу краудсорсинга: курьером компании может стать любой человек, зарегистрировавшийся на сайте и прошедший 15-минутный тренинг. Свои услуги Bringo предоставляет как частным лицам, так и крупным компаниям, интернет-магазинам и даже другим игрокам рынка доставки, например, Pony Express. Каждый день компания развозит по Москве около полутора тысяч заказов, а к концу года рассчитывает увеличить этот показатель до 5 тыс.
«Компании обладают ограниченным штатом курьеров, и в этом кроется проблема — курьеров то много, то не хватает. Мы помогаем сгладить пики спроса: Bringo привлекает собственных курьеров-брингеров либо берет «простаивающих» курьеров в аренду и передает их нуждающимся компаниям», — рассказывает основатель компании Марк Капчиц.
Клиент Bringo может найти курьера через личный кабинет на сайте или через приложения для iPhone и Android. Процесс полностью автоматизирован: достаточно ввести свои личные данные и информацию о заказе, после этого система сама найдет исполнителя — механизм заказа похож на вызов такси через Uber. Именно эту компанию в Bringo считают своим потенциальным конкурентом: недавно Uber запустил сервис доставки в Нью-Йорке.
Компания уже продала франшизу во Владивосток, на очереди – Казань, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
«Эдбукинг»
Сервис Adbooking выступает онлайн-посредником между рекламодателями и владельцами рекламных площадок. «Мы создали первую российскую электронную биржу свободного размещения рекламно-информационного видеоконтента на различных медиаресурсах», — рассказывают учредители компании. Проект, который позволяет управлять трансляцией видеорекламы через интернет, Михаил Федотов и Сергей Александров запустили в марте нынешнего года, вложив в него 600 тыс. руб. Сегодня выручка компании, в которой работают всего 17 человек, достигла уже 5 млн руб.
С помощью Adbooking рекламодатели могут выбирать, когда и на каких площадках будут демонстрироваться их видеоролики. Владельцы рекламных площадей, в свою очередь, с помощью сервиса имеют доступ к системе управления экранами. В режиме онлайн они могут сформировать расписание трансляций и выбрать ролики, которые готовы показывать. Они же выставляют цену на рекламное время: все расчеты для удобства также происходят онлайн.
Сейчас Adbooking позволяет купить рекламное время на телеэкранах, установленных в ресторанах и фитнес-клубах Санкт-Петербурга. «Если рекламодатель знает, что его потенциальная аудитория посещает тот или иной клуб или ресторан, ему выгодно, чтобы видеоролики транслировались именно там, — объясняют в Adbooking. — Благодаря нам эти площадки стали доступны для рекламодателей». В перспективе компания планирует предоставлять клиентам возможность трансляции своего видеоконтента на любых экранах города, подключенных к интернету.
НИША "ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ"
«Очаковский комбинат пищевых ингредиентов»
Без пищевых добавок сегодня не обходится практически ни одно производство продуктов питания. «Очаковский комбинат пищевых ингредиентов» (ОКПИ) специализируется на компонентах для мясной и молочной промышленности. ОКПИ производит консерванты, стабилизаторы, загустители, ароматизаторы и усилители вкуса. Для всех видов мяса комбинат также предлагает натуральный краситель на основе гемоглобина крови и специальные рассолы для инъекций, увеличивающие массу продукта, а значит, и прибыль.
«Сырье для производства наших пищевых ингредиентов мы заказываем как в России, так и за рубежом — в Китае, Германии, Нидерландах», — говорит учредитель компании Александр Савков. География продаж комбината также простирается далеко за пределы России: среди клиентов компании — около 40 предприятий, в том числе в Китае, Таиланде, США и Бразилии. «Нашу страну, в которой пищевые добавки появились всего 20 лет назад, еще недавно на международном рынке воспринимали с большим скепсисом. Но сейчас мы видим, как это отношение меняется», — отмечает Савков.
За последний год компания отчиталась о выручке в 130 млн руб. Но комбинат не намерен останавливаться на достигнутом: совместно с биохимиками из МГУ и центра «Сколково» ОКПИ разрабатывает инновационные пищевые ингредиенты в виде наночастиц. С их помощью, поясняет Савков, расход добавок на производстве сократится в десятки раз, а усваиваемость полезных веществ в организме человека, напротив, повысится. «62% обычного белка не усваивается, а наночастицы могут доставить его до каждой клетки», — утверждает Савков.
ТД «Ржевка Хлеб»
Компания производит хлебобулочные изделия и замороженные полуфабрикаты из теста. Соучредители компании Андрей Мазурин, Григорий Малкис и Артур Аникиев запустили проект в 2011 году. Всего за четыре года бизнес вышел на годовую выручку почти в 150 млн руб.
Черный и белый хлеб, булочки, слойки и пирожки с начинками, готовые гамбургеры, сэндвичи, пицца, пряники, пирожные — вот далеко не весь ассортимент ТД «Ржевка Хлеб». Своеобразной «визитной карточкой» компании является торговая марка «Хлебная карта». Под этим брендом выпускаются национальные хлебобулочные изделия разных стран. Кроме армянского лаваша и русской сайки с изюмом здесь, например, представлены индийский хлеб с паприкой «Чапатти», шведская булочка «Канель», израильская пита и чешский хлеб с пряностями «Шумава».
Разработкой новых видов и сортов продукции в компании занимается специальный отдел. При необходимости разработать продукцию могут и под заказ.
Всего в компании работает 67 сотрудников. Производство расположено в Санкт-Петербурге, а продукция распространяется в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Торговый дом сотрудничает с закупщиками в самых разных сегментах — федеральными сетями и локальными ритейлерами, независимой розницей, кейтеринговыми компаниями и предприятиями общественного питания.
ШЕФМАРКЕТ
Идею доставки продуктовых наборов для приготовления определенных блюд Сергей Ашин «подглядел» в Европе, где прожил семь лет. Вернувшись в Россию, Сергей запустил отечественный аналог таких сервисов — проект «Шефмаркет». Воспользоваться им могут жители Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В меню «Шефмаркета» десятки блюд: салаты, закуски, супы, паста, рыба, мясо, а также десерты и напитки. Компания доставляет ингредиенты в строгом соответствии с количеством порций — клиентам не нужно думать, куда деть излишки. К каждому заказу прилагается пошаговый рецепт с иллюстрациями.
На сайте сервиса можно заказать как отдельные блюда, так и наборы для приготовления ужинов на всю неделю. Есть и диетическая линейка — продукты для программы снижения веса по методике Пьера Дюкана. Своим конкурентным преимуществом компания считает невысокую стоимость продуктовых наборов при их отменном качестве. «Свежесть продуктов у нас выше, чем в традиционном магазине», — уверяют в «Шефмаркете». Кроме того, в предложениях сервиса — немало блюд с редкими ингредиентами, которые найдешь не в каждом супермаркете: для супа том ям, например, привозят 15 г лемонграсса, 3 г кинзы и 1 г листьев каффир-лайма.
Владелец «Шефмаркета» уверен, что у его бизнеса — огромный потенциал для развития. «Наш западный аналог HelloFresh недавно в ходе очередного раунда привлечения инвестиций был оценен в $2,9 млрд. Эта ниша точно на миллиард, и не на один», — говорит Ашин.