«Пока можно говорить о замедлении спада»
Сентябрьский ВВП показал положительную динамику
Экономика России пошла в рост. Об этом заявил замминистра экономического развития Алексей Ведев. По его словам, дно кризиса было пройдено в июне-июле. Уже в сентябре ВВП страны увеличился на 0,3% по отношению к прошлому месяцу. При этом в четвертом квартале этого года может быть зафиксирована положительная динамика, подчеркнул Ведев. В Минэконразвития ожидают, что основной показатель вырастет по сравнению с третьим кварталом. Заместитель директора Института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов побеседовал с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.
— Прирост ВВП месяц к месяцу наблюдался и в августе — 0,1%, действительно ли можно говорить на фоне этих данных о том, что переломный момент уже пройден?
— Методы снятия сезонности очень разные, поэтому нужно ориентироваться на показатели относительно того же периода прошлого года.
— Что они говорят?
— И здесь сводный опережающий индекс, рассчитываемый нами, показал в сентябре замедление темпов спада за счет положительного вклада реального эффективного курса рубля, он на самом деле упал, но это стимулирует конкурентоспособность и обрабатывающую промышленность.
Кроме того, фактор новых заказов действительно стал положительным впервые за много месяцев, но в целом динамика в наших условиях говорит о том, что темпы спада относительно того же периода прошлого года в ближайшие месяцы замедлятся, но о таком явном выходе из рецессии говорить пока рано, в том числе и в связи с другими индикаторами.
В частности, мы видели в третьем квартале приближение к нулю счета текущих операций, потому что впервые темпы падения экспорта относительно того же периода прошлого года превысили темпы падения импорта. Значит, положительного вклада чистого экспорта не было, и приблизившийся к нулю счет текущих операций, составивших в третьем квартале всего $5 млрд, говорит о том, что вкладом, может быть, в один квартал усилится отток капитала, который, о чем нельзя не сказать, в третьем квартале был все-таки положительным впервые за длительный период времени, и вообще мы видели даже положительный отток капитала.
«Серый» отток все время был отрицательным, то есть капитал уходил из страны, а тут в последние кварталы за год мы вообще вернули около $19 млрд ушедшего ранее капитала, но с чем это связано, возврат капитала, — то ли с санкциями на Западе против наших, так сказать, олигархов, то ли с борьбой с коррупцией, то есть, может быть, просто с банальной нехваткой ликвидности внутри страны, с возвратом валютных активов из-за рубежа и превращения их в рубли для использования внутри России, пока непонятно. Ситуация весьма неопределенная.
— То есть некий осторожный оптимизм присутствует, но говорить о чем-то конкретно, в частности о росте экономики, пока рано, правильно я вас понимаю?
— Не видно явных источников роста, говорят, что это может быть оборонка и прочие госрасходы, ну, действительно, в прошлом году мы видели значительный вклад отраслей, связанных с оборонным машиностроением и с закупками РЖД, то есть то, что финансируется из бюджета в промышленность. Она выросла в прошлом году на 1,7%, а вклад этих секторов был 1,1%. А в этом году промышленность упала больше чем на 3%, а вклад этих секторов, связанных с бюджетным финансированием, был отрицательным.
То есть там нет такой положительной динамики с точки зрения объема даже при увеличении финансирования, которое в этом году составило в этих секторах 25% год к году, или 8% в реальном выражении. Мы пока не видим явного источника спроса, в том числе и со стороны того же самого населения, то есть 50%, население непонятно, как будет себя вести — то ли оно будет потреблять, то ли оно, скорее всего, будет сберегать.
— И многие факторы могут нивелировать все эти оптимистичные заявления Минэкономразвития?
— Да, есть какие-то сигналы замедления, пока, я сказал бы, спада, но данные со снятой сезонности очень плавающие, разные методики дают разные оценки. Пока можно говорить о замедлении спада, скорее всего, хотя хотелось бы верить, конечно, что будет рост, но я пока в этом не убежден.