«Янукович жалуется на дискриминацию и на то, что нарушено его право на защиту»
ЕСПЧ получил жалобу бывшего президента Украины
Европейский суд по правам человека зарегистрировал иск Януковича против Украины. Однако о сроках его рассмотрения говорить еще рано, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источники в ЕСПЧ. Ранее адвокаты бывшего президента Украины сообщили, что готовят иск. Янукович заявляет о нарушении права на справедливое судебное разбирательство, права на защиту его жизни и право не подвергаться дискриминации по политическому статусу и убеждениям. Как отмечают представители Януковича, судебные органы в самой Украине были не объективны при рассмотрении претензий бывшего президента. Представитель уполномоченного по правам человека в Верховной раде Михаил Чаплыга ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Марата Кашина.
— Как вы считаете, велики ли шансы Януковича выиграть в ЕСПЧ, насколько обоснованы его претензии?
— Для того чтобы судить, нужно видеть, конечно, саму заявку. К сожалению, все, что у нас есть, это только коммуникатив Joseph Hage Aaronson LLP — это юридическая фирма, которая представляет интересы Януковича. Из этого коммуникатива следует, что действительно по трем статьям подано заявление, но при этом утверждается, что правосудие в Украине предвзято и именно поэтому решили обратиться сейчас. Далее Европейский суд по правам человека будет решать о приемлемости такого обращения. То, что оно зарегистрировано, сам факт регистрации — это прекрасно, но по процедуре далее уже Европейский суд по правам человека будет решать, насколько приемлемы и обоснованы те претензии, которые изложены в заявлении.
— А как можно, например, доказать предвзятость или непредвзятость суда прежде, чем решение судебное вынесено?
— Дело в том, что это уже будет рассматривать сам суд, естественно, мы не можем за него сказать, но практика Европейского суда, caseload Европейского суда позволяет, конечно, определить — суд может вынести соответствующее решение — суд предвзят или не предвзят. Но для того, чтобы вынести решение о приемлемости, то есть считать ли вообще такое заявление приемлемым, у суда есть несколько опций. Первая опция — он может самостоятельно принять решение, что в этой части приемлемо, в этой нет, и далее рассматривать. И суд может обратиться к Украине с вопросами, которые помогут суду понять, насколько обоснованы претензии, которые вынесены в заявлении. Что изберет суд, пока рано говорить.
— Но ведь сейчас проходят слушания по искам Януковича в украинских судах? По искам против Януковича?
— Насколько я знаю, есть и против него, есть и его в том числе.
— И поданные им тоже.
— Но, опять-таки, мы не можем судить о том, чего не знаем, обращений от Януковича к нам не поступало, ни от него, ни от его сына Александра. Я думаю, что большой тайной не будет, насколько я знаю, та же юридическая фирма 13 октября, если я не ошибаюсь, обратилась также с заявлением в Европейский суд по правам человека. В своем заявлении сын Януковича жалуется, в том числе, на нарушение своих прав на собственность. Через несколько дней, то есть через шесть дней обращается Виктор Янукович, где уже жалуется в том числе и на дискриминацию и на то, что нарушено его право на защиту.
Должен сказать, что многие, в том числе и политики, и простые граждане, если они видят процессуальное нарушение, либо видят несправедливость в суде, как правило, обращаются к нам. И для нашего офиса не существует какой-то политической окраски, мы берем в работу и отрываем производство по всем приемлемым обращениям, которые, по нашему мнению, приемлемы в плане заявлений, и работаем с ними. В данном случае, у нас не было обращений ни от сына, ни от Виктора Януковича.
— Скажите, обращение Януковича предполагало бы встречу с ним, и готовы ли вы приехать в Россию, чтобы обсудить с ним какие-то нюансы?
— Я думаю, что для этого вполне достаточно адвоката.
— А то, что слушание по делу Януковича проходит без его участия в качестве обвиняемого или в качестве свидетеля, там есть разные дела и разные статусы, ему предлагали в режиме видеоконференции это делать, но он отказывается, даже на видеоконференцию не соглашается, это нормально?
— На самом деле, конечно, нормально в том плане, что это его право — отказаться или принять, но в том числе, насколько я знаю, и в России, и в любой другой цивилизованной стране есть разные опции, либо личное, либо по видеоконференции. Ему предложили лично — он отказался, можно это понять. Ему предложили видеоконференцию — он отказался. Насильно мил не будешь.
— Есть ли какая-то реакция официального Киева на заявление об иске в ЕСПЧ?
— Пока что я ее не видел, да и думаю, что вряд ли она будет. Официальная реакция может быть только после того, когда Европейский суд изберет свою стратегию по отношению к заявлениям, которые туда поступили, то есть либо он признает приемлемость, либо он решит, что ему нужно получить дополнительные данные и обратиться к правительству Украины за разъяснениями. Если признает, что обращение релевантно, в таком случае Европейский суд просто уведомит правительство Украины о том, что такое заявление поступило, оно приемлемо, и далее обратится с конкретным набором вопросов к правительству Украины, которое попросит разъяснить. Если будут сомнения в релевантности, суд также может обратиться к правительству, но с целью разъяснения ряда вопросов или развеяния тех или иных сомнений, которые могут возникать у суда в процессе принятия решения о релевантности таких обращений.