«Уход Регины фон Флемминг — это потеря для всего рынка прессы России»
Axel Springer Russia остался без генерального директора
Генеральный директор Axel Springer Russia Регина фон Флемминг покидает свой пост. Об этом сообщают СМИ со ссылками на источники в издательском доме. Отмечается, что причины отставки не известны, их объявят в течение недели. Axel Springer издает журналы Forbes и ОК!, а также ежемесячники Geo и «Gala Биография». Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.
— Как вы считаете, с чем связана отставка Регины фон Флемминг, и как кризис печати повлиял на это решение?
— Прежде всего, скажу, что Регина — это уважаемый человек в отрасли и топ-менеджер высокого уровня. Ее уход — это потеря не просто для издательского дела, это потеря для всего рынка прессы России. Она, работая у нас, принесла большую пользу и отрасли, и бизнесу, и, скажу прямо, позволила пополнить наш бюджет хорошим новым поступлением от этого издательского бизнеса, — это первое. Второе — она уходит, безусловно, по двум причинам: неблагоприятные условия для функционирования в России, так скажем, изданий и издательств с иностранным капиталом, и что можно было решить эти вопросы, есть определенные механизмы, как это можно было бы минимизировать эти затраты, эти потери, но она не видела свою дальнейшую работу в новых условиях, которые там образуются в части нового собственника, в части новой команды, в части условий работы. И она уходит, конечно, добровольно, что очень печально.
— Как это может отразиться на продукции Axel Springer, по-вашему, и кто может возглавить издательский дом?
— Скажется, безусловно, отрицательно, потому что у нее был большой потенциал управленческий, издательский, она была очень хорошим менеджером. Безусловно, не только в этом издательском доме проходят перемены, закрывается или уже закрылся еще ряд других издательств с иностранным капиталом, что очень плохо. Потому что мы теряем, рынок теряет, страна теряет, сокращаются рабочие места, это очень плохо. Кто возглавит, кто сменит ее в этой функции, мы не знаем, можем только гадать. Боюсь, что это будет неадекватная фигура, если придет свежий человек, то придется ему многому учиться и завоевывать авторитет. А сейчас, когда у нас кризис, когда у нас такие тяжелые условия на рынке, когда сокращается вся система распространения печатного слова, завоевать новые позиции без опыта издания крайне тяжело.
— Какова вообще сейчас ситуация в отрасли, и может ли кризис привести к коллапсу у крупных игроков и к каким-то дальнейшим отставкам или уходам?
— Ситуация в отрасли сейчас, конечно, очень тяжелая. Это связано с тем, что по-прежнему усиливается давление на СМИ, законодатели, я считаю, в совершенно странном порыве, можно сказать, популистском и непродуманном наносят ущерб за ущербом нашей отрасли. Принято в Госдуме 82 закона репрессивных по отношению к СМИ, ограничению рекламы в СМИ и так далее, понимаете, экономика у нас в чрезвычайно плохом состоянии. Плюс к этому, растут цены на бумагу полиграфическую, растут цены на полиграфические услуги, и сегодня работать у нас в стране в нашей отрасли все тяжелее и тяжелее. Добавьте к этому, мы изучали специально господдержку СМИ в России и за рубежом. Так вот в нашей стране господдержка СМИ минимальная, и мы далеко отстаем от других стран. Единственная страна в мире, которая не поддерживает подписку на газеты и журналы — это Россия.
Мы были недавно на конгрессе в Брюсселе по случаю юбилея организации и посмотрели, как ведут себя и чувствуют издатели в других странах: у них появляется оптимизм, у них растет доходность, более того, доходность сейчас превышает доходность, которая получается в электронных версиях всевозможных вариантов, и, конечно, нужна синергия, чтобы выкарабкиваться из этой трудной ситуации, синергия бумаги и цифры. И Регина была в этом смысле человеком очень продвинутым, она понимала, как правильно выстроить издательскую политику в синергии бумаги и цифры. У многих есть надежда, что это получится, но, к сожалению, не у всех получается. У нас в России минимальное количество изданий, где получается синергия бумаги и цифры, взять тот же издательский дом «Коммерсантъ» — молодцы, «Комсомольская Правда», «Ведомости», «Вечерняя Москва», «За рулем» — вот где получается сочетать издательскую деятельность с популярностью печатной продукции и всех возможных электронных версий, всевозможных приложений к мобильным системам. Это мало у кого получается.
А на Западе у кого получается, у того идет замечательный прогресс, новые издательские продукты. Плюс, выход на аудиторию в интернете, на подростковую, на молодежную, на специализированные проекты. Например, на Западе есть замечательный продукт, называется Bookazine. В Америке выходит 4 тыс. Bookazine в год, а у нас единицы в России. Тут есть что делать. И кто справляется и понимает ситуацию, как Регина, например, у того есть будущее.