Бюджетная конструкция теряет эластичность
Минфин не будет делить допдоходы 2016 года, даже если они обнаружатся
Министр финансов Антон Силуанов вчера объявил: дополнительные доходы бюджета-2016, даже если они будут зафиксированы, не будут распределяться между новыми адресатами, а, как и в 2015-м, пойдут на покрытие дефицита казны. В лучшем случае это может облегчить финансирование расходов в 2017-2018 годах. Также Минфин подтвердил намерение изымать у получателей бюджетных инвестиций, в первую очередь госкомпаний, как минимум проценты от размещения средств на депозитах.
Бюджетный комитет Госдумы вчера рекомендовал принять в первом чтении поправки к федеральному бюджету 2015 года (см. "Ъ" от 30 сентября). На заседании проект комментировали глава Счетной палаты Татьяна Голикова и министр финансов Антон Силуанов. Ряд замечаний последнего важен для прогноза исполнения бюджета в 2016 году.
Так, глава Минфина объявил, что правительство в 2016 году вновь не намерено перераспределять дополнительные бюджетные доходы, даже если они появятся. Напомним, обычной практикой бюджетного процесса в 2006-2013 годах было увеличение расходной части на сумму внеплановых доходов независимо от бюджетного дефицита. Татьяна Голикова со ссылкой на экспертов Счетной палаты (СП) оценила федеральные допдоходы 2016 года при сохранении средней цены нефти на уровне девяти месяцев текущего года в 133 млрд руб. Но, как заявил господин Силуанов, если они обнаружатся, на столько же будут сокращены расходы из Резервного фонда: Минфин прямо заявляет о политике "сохранения резервов", одобренной вчера на заседании комитета в отношении бюджета-2015 на период до 2018 года.
Эта политика должна несколько изменить правительственные правила игры в 2016 году. Допдоходы бюджета являлись разменной монетой в долгосрочном бюджетном торге: ведомства часто соглашались на пересмотр долгосрочных программ в обмен на умеренный рост финансирования в текущем году. В бюджете-2016 вместо этого существует целая группа резервных внутрибюджетных фондов (в том числе правительственный на 150 млрд руб.), но торговаться за допдоходы Минфин не намерен: это сильно усложнит разработку бюджета на 2017-2018 годы.
Также Антон Силуанов вчера подтвердил, что проблема, на которую постоянно указывает СП,— отвлечение средств бюджета на неосуществляемые госинвестиции,— может начать решаться в ближайшие недели. По словам Татьяны Голиковой, речь идет о взносах в уставные капиталы госкомпаний (в первую очередь РЖД, около 180 млрд руб. за несколько лет, и "РусГидро"), не расходуемые на определенные законом о бюджете цели. Ранее на совещаниях у президента и премьер-министра, по данным "Ъ", предлагался жесткий подход — сокращение взносов следующего года на сумму неиспользуемых остатков. Госдуме Антон Силуанов предложил вариант мягче — хранить эти средства в Федеральном казначействе.
При этом госкомпании потеряют доход от размещения этих средств на депозитах — по расчетам СП, в 2014 году размещение 84 млрд руб. дало им 7 млрд руб. (эффективная ставка около 8,4%). Для бюджета эта сумма несущественна, но лишение госкомпаний и ряда других структур "депозитной свободы" (Минфин и СП не скрывают, что в будущем намерены бороться с любыми размещениями бюджетных вложений в депозиты вне казначейской системы) должно поменять правила игры — эти средства также используются участниками и как составляющая конструкции взаимоотношений с банками.