Алкомаркетам сбили прицел
Воронежский ритейлер «В десяточку» ушел в банкротство
Арбитраж ввел процедуру банкротства в ООО «Торговый дом “Воронежский-2000”», управлявшем крупнейшим в регионе специализированным алкогольным ритейлером «В десяточку». Его оборот в 2014 году оценивается в 1 млрд руб. Крупнейшим кредитором станет Сбербанк с долгом около 190 млн руб. Владельцы компании причинами краха называют конкуренцию с контрафактом, повышение кредитных ставок и ужесточение регулирования рынка. Эксперты отмечают уменьшение в стране числа торговых точек, официально продающих алкоголь, но указывают, что «будущее за форматом алкомаркетов».
Воронежский арбитраж ввел наблюдение в «Воронежском-2000» по иску управляющего партнера юридической компании «Центральный округ» Станислава Валежникова. В «Центральном округе» сообщили, что аналогичные иски компания уже подала к остальным основным юрлицам ритейлера — ООО «Лючия», ООО «Эйдос» и ООО «Алко-АСС». В юридической фирме говорят, что представители «В десяточку» задолжали им около 1 млн руб. за правовые услуги. По данным «СПАРК-Интерфакс», названные юрлица в разных долях принадлежат Сергею Молозину и депутату гордумы Воронежа Сергею Оганезову. Впрочем, представители «Центрального округа» вряд ли будут основными кредиторами юрлиц ритейлера. В августе нынешнего года воронежский арбитраж подтвердил решения третейского суда при АНО «Независимая арбитражная палата» по иску ПАО «Сбербанк России» к «Воронежскому-2000» по взысканию долга в 190 млн руб. по нескольким кредитам, выданным компаниям ритейлера в 2014 году. По словам представителей сети, залогом по этим займам стали практически все ликвидные активы сети. Крупнейшие из них — оборудованная под хранение различных видов алкоголя производственная база на участке в 1 га в Коминтерновском районе Воронежа и несколько находившихся в собственности «В десяточку» небольших помещений под магазинами. «На базу уже есть потенциальные претенденты», — сказал „Ъ“ источник в банке.
Сергей Молозин вчера сказал „Ъ“, что его «уже нельзя назвать участником рынка торговли алкоголем». По его словам, проблемы у сети начались несколько лет назад, с введением ограничений на торговлю спиртным ночью (в Воронежской области запрещена с 23.00 до 8.00), а также возле образовательных учреждений. Однако по-настоящему, по его словам, сеть «подкосил» финансовый кризис конца 2014 года. «Еще летом прошлого года Райффайзенбанк и Промсвязьбанк закрыли нам кредитные линии, оформлявшиеся для открытия семи новых магазинов. К тому моменту мы закрыли семь магазинов в райцентрах, чтобы “открыться” в Воронеже. Еще семь магазинов пришлось закрыть из-за их расположения вблизи образовательных учреждений. Так от 46 магазинов осталось 32. А в конце прошлого — начале нынешнего года в несколько этапов Сбербанк в одностороннем порядке повысил ставки по займам с изначальных примерно 10 до 19,6%. Мы платили до мая, а потом признали, что больше делать этого не можем», — рассказал господин Молозин. Еще одной важной причиной краха сети бизнесмен назвал конкуренцию с контрафактом: «Мы на протяжении всех 15 лет принципиально не торговали фальсификатом и использовали все ресурсы, включая имевшиеся административные, чтобы с ним бороться. Но решающего успеха, как видите, не добились. Сети “В десяточку” фактически больше нет». На месте части бывших магазинов сети уже открылись точки сети «Алкомаркет».
Летом воронежская полиция по заявлению банка, попросившего проверить законность деятельности юрлиц сети, начала проверку, сопровождавшуюся выемкой документов. Официально она не завершена. «Заявление в полицию в случае с невозвратом от крупного заемщика — обычная процедура», — сказал источник в Сбербанке.
«В десяточку» была крупнейшей специализированной сетью алкомаркетов в Воронежской области. Тем не менее, по данным участников рынка, она уступала по объемам продаж спиртного крупным федеральным ритейлерам, но выделялась на фоне других: небольших специализированных сетей и отдельных торговых точек.
По словам главы Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в РФ уже несколько лет отмечается снижение числа точек, официально торгующих алкоголем: «В 2010 году их было 310 тыс., сейчас — 240 тыс. При этом будущее именно за специализированными форматами. Открывая такой магазин, вы защищаете себя от нынешних рисков, связанных с регулированием. Именно это направление сейчас развивается активнее всего. Подобных торговых точек сейчас меньше 10 тыс. из тех 240 тыс., но крупнейшие игроки — “Красное и белое” и “Бристоль”, к примеру, открывают по 400-500 магазинов в год».