«Нужно четырежды подумать, прежде чем идти на серьезные шаги»
Сирийские курды хотят открыть свое представительство в Москве
В России в ближайшее время может открыться официальное представительство Сирийского Курдистана, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в дипломатических кругах. По данным издания, курды полагают, что открытие такого представительства могло бы укрепить сотрудничество между Москвой и закаленной в боях с запрещенным в России «Исламским государством» курдской автономией на севере Сирии. В среду прибывшие в Москву представители ее руководства планируют обсудить этот вопрос в МИД РФ. Между тем Анкара, чьи отношения с Москвой сейчас оставляют желать лучшего, жестко отреагирует на открытие такого представительства в российской столице. Об этом, как пишет «Коммерсантъ», предупредил источник издания в турецком дипломатическом ведомстве. Востоковед, доцент факультета международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.
— Насколько, на ваш взгляд, реально создание у нас такого представительства?
— Оно вполне реально, тем более, что наши связи с сирийскими курдами в последнее время укрепляются в связи с активностью России в Сирии.
— А для чего сирийским курдам собственное представительство в Москве, какие цели они преследуют?
— Они заинтересованы в собственно легитимизации, поскольку до сих пор официально никакой автономии на территории Сирии не существует, и, разумеется, открытие таких представительств, которые будут фактически исполнять роль дипломатических представительств за рубежом, им выгодно: в будущем они надеются поставить вопрос об автономии на территории Сирии, так же, как существует курдская автономия на территории Ирака.
— А есть ли некий такой тайный подтекст под этим желанием Сирийского Курдистана открыть у нас свое представительство?
— Подтекста как такого, наверное, нет, потому что отношения в целом известны. У нас с курдами всегда были отношения в целом неплохие. Москва, конечно, надеется, что курды, которые на самом деле принадлежат к сирийской оппозиции, некоторым образом изменят свое мнение и пойдут на сотрудничество с центральными властями в Дамаске.
— С курдами отношения неплохие. Но у нас ухудшается ситуация с Турцией. Александр Анатольевич, зачем Москва допускает эту встречу, ведь президент Турции Эрдоган наверняка отреагирует на эти новости? Отношения сейчас, согласитесь, и так не на самом лучшем уровне — то наши самолеты чудят, то еще что-нибудь случается. Эрдоган, как известно, человек достаточно вспыльчивый, уже заявлял, что Турция откажется от российского газа. Чем это чревато, как вы считаете?
— Сейчас серьезных рычагов давления на Россию у Турции нет. Тем не менее, отношения могут, конечно, и ухудшиться. Курдский вопрос очень болезнен для Турции. И проблема тут заключается в том, что эта партия «Демократический союз», самая крупная политическая организация сирийских курдов, является с точки зрения турецкого руководства филиалом Курдской рабочей партии — той террористической организации, которая действовала и продолжает действовать на территории Турции и борется за отделение курдских районов Турции от этого государства. Россия не признает «Демократический союз» террористической организацией. И в целом с Курдской рабочей партией у нас официально отношений нет, но, тем не менее, ее террористической организацией мы тоже не признаем. Поэтому юридически здесь, конечно, никаких спорных моментов нет, но с курдами именно из-за Турции нужно быть крайне осторожными.
Во-первых, все-таки курды борются за собственную независимость, и кто им эту независимость пообещает, за тем они и пойдут, то есть они не являются априори пророссийской силой. Да, они хорошо сражались с «Исламским государством», но вспомним, что на самом деле лучшие отношения у них далеко не с Россией, а с Соединенными Штатами Америки, которые им поставляют не только деньги и какое-то продовольствие, но и оружие. Причем последняя информация появилась о том, что это оружие достаточно серьезное, в том числе и комплексы ПВО, по крайней мере, об этом пишет турецкая пресса. Недавно американцы сбрасывали прямо с самолетов на парашютах огромные контейнеры с оружием для партии «Демократический союз». Поэтому тут нужно четырежды подумать, прежде чем идти на какие-то серьезные шаги, но пока позиция России достаточно ясна. Мы общаемся с политическими силами Сирии только через Дамаск и только с теми политическими силами, которые готовы идти на диалог с Дамаском. Пока с курдами это в целом получается.
— По данным «Коммерсанта», стороны уже занимаются урегулированием формальностей по открытию представительства, однако источники в российском МИДе эту информацию пока не подтверждают, но и не опровергают. Почему они никаких заявлений не делают?
— Во-первых, это совершенно естественно, то есть пока не будет открыт центр, зачем лишний раз объявлять, вдруг что-нибудь сорвется?
И мы посмотрим: если на открытии этого центра будут присутствовать представители сирийского посольства, значит, действительно, этот центр будет иметь полностью официальный характер, и курды, которые туда приедут, будут выступать не только от своего имени, но и от имени и как бы с позволения сирийского правительства.