«Все атаки сирийской армии захлебываются после часа-полутора»

Специальный репортаж Юрия Мацарского

Темпы наступления сирийской армии вблизи Алеппо существенно замедлились, даже несмотря на поддержку российских ВВС и подкрепления из Ливана и Ирана. Продвижению верных Башару Асаду войск мешают новые вооружения, полученные частями оппозиции из-за границы. С подробностями — политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.

Фото: twitter.com / SyriaCivilDef

Алеппо — древнейший и крупнейший в стране город, некогда экономическая столица Сирии — сейчас разделен на несколько частей, удерживаемых враждующими силами. Территории же западнее Алеппо, в том числе, районы, прилегающие к турецкой границе и еще один крупный город Идлиб, уже несколько лет контролируются антиасадовскими силами. Вернее, той их частью, что дистанцируется от ультрарадикалов из запрещенного в России «Исламского государства». В СМИ эти силы обычно называют «Сирийской свободной армией», но на самом деле, говорит специалист по Ближнему Востоку Иван Яковина, это название давно уже превратилось в зонтичный бренд, за которым кроются не только и не столько вооруженные сторонники светской оппозиции, сколько исламистские силы. Именно им, говорит эксперт, союзники в регионе, а к ним в первую очередь относятся Катар, Турция и Саудовская Аравия, передают оружие, в том числе, и американские противотанковые комплексы TOW для того, чтобы остановить наступление правительственных частей.

«Американцы там просто разрешают это и позволяют, но они сами ничего не поставляют. Поставки идут из Саудовской Аравии в Турцию, а из Турции уже этим группам. Эти группы по большей части исламисты от местного отделения, Аль-Каиды, до каких-то "Братьев-мусульман" они все сейчас получат это оружие. Оружие действительно очень эффективное, поэтому наземное наступление сирийской армии наткнулось на эти комплексы TOW и сильно затормозило. Исламисты сжигают по 20 танков в день, один выстрел — одно попадание, поэтому, конечно, наступать в таких условиях очень тяжело», — отметил Яковина.

Замедлившееся, но не свернутое наступление стало возможным во многом благодаря переброске подкреплений из числа бойцов ливанской «Хезболлы», иранского шиитского ополчения и поддержке российской авиации. По словам директора Центра анализа ближневосточных конфликтов при институте США и Канады Александра Шумилина, российские самолеты, вопреки заявлениям властей, бомбят не только позиции «Исламского государства», но и отряды тех, кого Саудовская Аравия, Турция и Запад считают своими союзниками.

«По всем заслуживающим доверия источникам, российские самолеты продолжают бомбить позиции "Сирийской свободной армии" и других организаций, примыкающих к ней, образующий общий антиасадовский фронт. То, что американцы усилили поставки вооружения сирийской армии, это абсолютно нормально, теперь вопрос только в том, появится ли в ассортименте этого оружия зенитные установки, с помощью которых можно будет сбивать российские самолеты. Именно российские, потому что руководство "Сирийской свободной армии" твердо определило в качестве главного врага армию Асада и тех, кто сражается на ее стороне, то есть Россию и Иран», — рассказал Шумилин.

Системы ПВО повстанцы действительно хотели бы получить, об этом они сами открыто говорили. И не раз. Без современного противовоздушного вооружения комбатанты фактически беззащитны перед российской авиацией. Но Вашингтон, судя по всему, пока не готов санкционировать передачу турками или саудитами сирийским союзникам ракет «земля-воздух». Не только из-за нежелания окончательно рассориться с Москвой, но и потому, что нет никаких гарантий, что ракеты эти не окажутся в руках тех, кто использует их уже против американских самолетов. Однако, говорит израильский военный эксперт Андрей Кожинов, уже в ближайшее время американцы могут санкционировать передачу зенитных ракетных комплексов частям оппозиции, зарекомендовавшим себя как наиболее лояльные и боеспособные. Ведь сейчас, подчеркивает Кожинов, несмотря на поддержку Асада со стороны России и получение противотанковых ракет его противниками, ни у одной из сторон нет явного преимущества в войне и исход ее вовсе не очевиден.

«Большого изменения ни в дислокации позиций, ни в продвижении одной или другой страны мы пока не видим. Как установились границы контроля на протяжении последних полутора лет, так они там и находятся. Пока ни одна, ни другая сторона не может ее переломить: у оппозиций не хватает вооружения и бронетехники, а армия Асада все-таки достаточно сильно деморализована, и ее деморализовали с помощью тех самых противотанковых комплексов. Все атаки сирийской армии захлебываются после часа-полутора, и нет того, что называется концентрированного усилия на определенном направлении», — пояснил Кожинов.

Изначально задачей российских ВВС называлось нанесение ударов по позициям «Исламского государства», однако сейчас Министерство обороны сообщает о том, что целями военно-воздушных сил становятся также командные пункты, отряды и военная техника группировки «Фронт Ан-Нусра», признанной террористической в целом ряде государств, включая Россию, Францию и Саудовскую Аравию.

Тем временем в Ирак, значительные территории которого тоже захвачены «Исламским государством», прибыл глава комитета начальников штабов вооруженных сил США Джозеф Данфорд. Официальная задача генерала — обсуждение с иракскими военными и политиками методов борьбы с «Исламским государством». Уже через несколько часов после начала визита, Данфорд сообщил, что убедил иракское правительство не обращаться за помощью в борьбе с исламистами к России.

Вся лента