В суде над Савченко выступил секретный «Сурков»
Донецкий городской суд продолжает слушать свидетелей обвинения
В Донецком городском суде сегодня продолжили выступать свидетели обвинения. Одного из них, присутствовавшего при беседе Надежды Савченко с главой ЛНР Игорем Плотницким, следствие засекретило. Показания он давал по видеосвязи и с измененным голосом, а себя предложил называть «Петром Ивановичем Сурковым».
На очередном заседании суда по делу Надежды Савченко в приграничном Донецке сегодня продолжали выступать свидетели обвинения из числа ополченцев, воевавших год назад на стороне самопровозглашенной Луганской народной республики. Первым из них оказался уроженец Днепропетровска Сергей Василевский, боец батальона «Заря», которым командовал Игорь Плотницкий.
— Мимо проезжала машина. Мы остановили ее. Внутри было два человека в черной одежде. Они вышли в сине-желтых нашивках. Говорят: «Слава Украине, хлопцы!» Ну, руки вверх, раз «слава Украине». Они говорили, что ехали к нам на помощь,— рассказал свидетель Василевский о событиях 17 июня 2014 года, когда Надежда Савченко попала в плен.
По версии следствия, она в тот день корректировала огонь украинской артиллерии, в результате чего погибли журналисты ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Сама подсудимая настаивает, что связывалась в тот день лишь со своей сестрой Верой, чтобы с поля боя была организована эвакуация раненых. Вера Савченко тогда отдала свою машину двум бойцам батальона «Айдар», но они в итоге сами попали в засаду и оказались в плену. Видимо, именно этот момент и описал свидетель Василевский. Во время боя, рассказал он, погибли как минимум два ополченца с позывными Дизель и Финн.
— Через некоторое время я увидел, как наши бойцы снимают на камеру кого-то из пленных. Я обратил внимание на несоответствие: фигура мужская, а голос писклявый,— цитирует рассказ свидетеля портал «Медиазона».
О гибели журналистов ВГТРК Сергей Василевский узнал постфактум, но с Игорем Корнелюком был знаком: «Он за два дня до этого делал интервью со мной. Хороший такой человек, приятный».
— Как вы относитесь к Савченко? — спросил свидетеля адвокат.
— Никак. Без оружия она уже не враг.
Когда господин Василевский кончил давать показания, на связь с судом вышел засекреченный свидетель, который предложил называть себя «Сурковым Петром Ивановичем». Голос свидетеля был изменен, а видел его лишь судья, перед которым установили небольшой монитор. Адвокаты подсудимой предполагали, что этого свидетеля могли засекретить, поскольку это кадровый российский военнослужащий, но когда он начал выступать, Надежда Савченко узнала в нем ополченца с позывным Связист. Представители гособвинения предложили было из соображений безопасности свидетеля перевести заседание в закрытый режим. Надежды Савченко с ними не согласилась: «Вы и так засекретили его донельзя, как будто бабка говорит по связи»,— и суд ее поддержал.
Отвечая на вопросы прокуроров, свидетель рассказал, что в 17 боях участие не принимал, а лишь обеспечивал связь. Надежду Савченко он увидел уже в луганском военкомате, где располагался штаб батальона «Заря», и вел видеосъемку допроса, который устроил пленной тогда командир батальона, а ныне лидер самопровозглашенной ЛНР Игорь Плотницкий.
— Ее спрашивали о том, является ли она корректировщиком?
— Она говорила, что она летчица,— продолжал вспоминать свидетель.
— Она говорила, что была наводчицей?
— Я камеру ставил на запись и выходил, не помню я.
Свидетель не помнил также, сколько было времени, когда начался допрос Савченко, присутствовал ли на нем кто-то еще, кроме господина Плотницкого и были ли у нее при этом связаны руки. Но глаза, вспомнил он, завязаны точно не были: «Я их крупно снимал. Обозленные глаза».
После допроса свидетеля «Суркова» суд перешел к изучению письменных материалов дела. Следующее заседание суда состоится 22 октября.
Какие показания дают потерпевшие по делу Савченко
30 сентября суд услышал показания еще нескольких потерпевших, а представители гособвинения заявили, что готовы начать зачитывать письменные доказательства вины подсудимой. По мнению защитников госпожи Савченко, их оппоненты пытаются «успокоить процесс». Читайте подробнее