Что смотреть на Большом фестивале мультфильмов
На девятый год существования Большого фестиваля мультфильмов завлекать на него надо бы, наверное, статистикой — в программу каждого года входит более ста мультфильмов, старых и новых, ретроспективы, архивные программы, показы студенческих работ. Свою главную задачу — демаргинализировать анимацию, снова сделать ее искусством для всех,— фестиваль, считай, уже выполнил. В более же широком смысле фестиваль становится возможностью узнать, о чем думает мир, поскольку анимационные фильмы чаще всего становятся проекцией мировых фантазий и устремлений. А главной действующей силой новой анимации — и фестиваля вслед за ней — становится обретение утраченных ориентиров. Вернуться к простым вещам, ответить на главные вопросы, просто немного насладиться течением жизни — прекрасный план
«Очень одинокий петух» и «Невидимый слон»
Программа «Премьеры»
Две основные программы фестиваля — "Премьеры" и "Победители" — разделены на несколько тематических блоков. В "Премьеры" входят исключительно новые работы российских режиссеров. Некоторые из них, такие как "Очень одинокий петух" Леонида Шмелькова, уже успели получить признание, в том числе и в интернете. Другие, как, например, "Корабли прошлых лет" Георгия Богуславского, ждут своей премьеры на фестивале. Но если в соседней международной программе для детей нет буквально ничего, то тут блоки очень удобно разделены по возрастам: "Как живут котики" для дошкольников, "Невидимый слон" для школьников, "Очень одинокий петух", "Корабли прошлых лет", "Мужчина ищет женщину" для подростков и всего лишь одна подборка только для взрослых — "Мадам и дева". Все эти подборки хороши: в совсем детские блоки входят, например, работы возрожденной студии "Союзмультфильм": фильм Марины Карповой о божьей коровке, пытающейся выбраться из спичечной коробки, или "Снежные зайчики" Елизаветы и Полины Манохиных, где даже волк стал добрым, наевшись заячьих пряников. Ну и прочие танцующие бегемоты, влюбленные ослики, улитки-путешественницы — это такая советская идея милого детского, избавленного и от идеологии, и от пошлости. И как не обрадоваться музыкальным детским клипам Алексея Алексеева почти в каждой программе. Новое детское кино — это хорошо, но вот программу "Корабли прошлых лет" пропускать ни в коем случае не стоит: в нее входят премьера нового фильма Ивана Максимова "Скамейки N0458", музыкальный фильм Александра Свирского "Урожай" по одноименному стихотворению Дмитрия Пригова, наконец, премьера картины Георгия Богуславского "Корабли прошлых лет" о последнем плавании старого капитана под музыку Джейсона Уэбли. Шестнадцатиминутный фильм, выполненный в знакомой кукольной технике, кажется трибьютом классической анимации в целом — и ее методам, и тому неторопливому способу обращения с материалом, который сегодня стал такой же ушедшей натурой, как и благородный капитан, герой этого рассказа. В сущности, это кино о любви к прошлому, которое невозможно вернуть, но можно заново нафантазировать, да еще лучше, чем было.
«Эрни Бисквит» и «Завтрашний мир»
Программа «Победители»
Про программу победителей международных фестивалей стоит, наверное, сразу предупредить, что на всех ее подборках стоит строгий "18+" — это то самое фестивальное кино, которое существует не для развлечения наших детей, да и не для нашего. Но именно этих фильмов больше нигде не увидеть, и именно они рассказывают нам не столько о состоянии современной анимации, сколько о повестке дня вообще. И тут лучше не выбирать, а смотреть сразу все: уже традиционная "Ночь победителей" с шестичасовой нон-стоп-программой состоится 7 ноября в кинотеатре "Пионер". Что мы там увидим? Среди прочего — "Эрни Бисквита" австралийского режиссера Адама Эллиота ("Мэри и Макс", "Харви Крампет"), в очередной раз сочинившего историю о странной любви причудливых существ, на этот раз — мертвого голубя и парижского таксидермиста. Короткометражный фильм Дона Херцфельда "Завтрашний мир" — галлюциногенное путешествие в мир будущего, пугающий и все же прекрасный, столь не похожее на лаконичный стиль предыдущих работ аниматора. "Баллада о доме на Голландском острове" — история тонущего дома, сделанная в новой технике движущихся пластилиновых картин. Фильм Алисии Гимарайнш и Моники Сантуш "Амелия и Дуарте" рассказывает историю пары, которая после разрыва уничтожает все воспоминания друг о друге. Роботы, психоделические сны, галлюциногенные кошмары, метафизические путешествия — все это отражает мир, обеспокоенный поисками собственной идентичности. Даже спагетти отправляются здесь в путешествие с целью познать самих себя — как в фильме Юсукэ Сакамото "Ночь напоританина". Пожалуй, сильнейшая картина программы — "Прощай, утопия" Дина Шивэя, демонстрирующая печальное состояние современного государства и вообще мира, потерявшего ориентиры: люди без голов, оркестры без музыки, фигурки, падающие с небоскребов всех времен и народов, мир, распадающийся на куски.
«Мальчик-фантом» и «Девочка-спутник»
Фильмы открытия и закрытия
Традиционно фестиваль открывается и закрывается полнометражными фильмами. Фильм открытия — "Мальчик-фантом" от дуэта Алена Ганьоля и Жан-Лупа Фелисиоли, известного нам по фильму "Жизнь кота". Это история о мальчике, который мог проходить сквозь стены, и следователе, прикованном к инвалидному креслу,— вдвоем они спасают Нью-Йорк от разрушения и защищают от гангстеров журналистку Мари. В этом фильме знаменитой французской студии Folimage Нью-Йорк превращается в своего рода берег утопии, место, в котором возможно и чудо, и волшебство: разноцветный город еще более призрачен здесь, чем сам герой мультфильма. А фильм Чана Хенюна "Девочка-спутник и молочная корова" о космическом спутнике, который упал и превратился в девочку, услышав песню с Земли, и музыканте, превращенном в корову,— это вполне классическая сказка, но на современном материале.
«Муми-тролли» и «Петтсон и Финдус»
Программа полнометражных фильмов
Короткая программа полнометражных фильмов включает в себя несколько очень приятных, пусть и не самых важных в мире картин. Самые симпатичные здесь — три финских фильма по серии книг о муми-троллях, последний из них, "Муми-тролли на Ривьере" снят буквально в прошлом году (режиссер Ксавье Пикар), до этого были "Муми-тролли и комета" и "Муми-тролли и летнее безумие" режиссера Марии Линдберг. Ксавье Пикар, режиссер последнего фильма, немного изменил стилю ранних серий: после кукольной анимации с милыми героями из фетра тут вырастает целый нарисованный мир, фон в котором чуть ли не важнее действия. Есть в программе и фильм по другой культовой серии книг: "Петтсон и Финдус. Маленький мучитель — большая дружба" Али Самади Ахади снят в комбинированной технике, рядом с реальным стариком Петтсоном — нарисованный неугомонный котенок Финдус. Как и в книгах Свена Нурдквиста, мир фильма богат различными деталями, и разглядывание здесь неотделимо от сюжета. Можно представить, что наивная эта картина очень многим придется по душе.
Константин Бронзит и Юрий Норштейн
Лекции
Лекция Юрия Норштейна уже стала обязательной частью программы фестиваля — на этот раз он расскажет о музыкальности в анимации. А вот питерский режиссер Константин Бронзит, чья ретроспектива составила на фестивале отдельную программу, приедет на фестиваль специально для встречи со зрителями и расскажет о своем последнем фильме — "Мы не можем жить без космоса", этим летом получившем гран-при за короткий метр на фестивале в Анси, главном анимационном смотре года. Два этих художника, Юрий Норштейн и Константин Бронзит, во многом близки друг другу, но если первый интересуется человеческим состоянием вне времени, то в притчах Бронзита время неизменно имеет значение: не "сегодня" и не "завтра", а прекрасное, забавное, полузабытое "вчера".
Анимационная энциклопедия
Программа «Такова жизнь»
В этом году фестиваль по-разному решает одну из главных своих задач — показать зрителю не только важные фильмы последних лет, но и главные фильмы предпоследних лет, которые мы по разным причинам не видели. В отдельную программу, например, выделены пропущенные отечественные фильмы 1990-х и фильмы-победители фестивалей прошлых годов (Суздальского, Штутгартского и т. д.). А вот в четыре блока программы "Такова жизнь" просто собраны мультфильмы, отвечающие на самые главные вопросы: как воспитывать детей, работать, мечтать и строить отношения. В итоге итальянский классик Бруно Боццетто счастливо соседствует здесь с Иваном Максимовым, фильм Чан Хен Юна о волке, усыновившем девочку, с фильмом Тимоти Пекарта о семье, где муж живет на полу, а жена на потолке — и брак разладился в самом буквальном смысле,— в общем, эту программу легко рекомендовать и тем, кто имеет об анимации только самое общее представление.
«Фабрика мультфильмов»
В 2015 году фестиваль остался без финансирования: деньги, накопленные за предыдущие годы, зависли в одном из лишенных лицензии банков. Тем важнее знать, что в Культурном центре ЗИЛ снова удастся провести эту самую короткую, самую разнообразную и лучшую в России школу анимации. Фабрика мультфильмов будет работать пять дней, с 4 по 8 ноября. Каждый день разбит на два сеанса по три часа, в 11.00 и в 15.00. Выбрав подходящий сет, за один сеанс можно пройти четыре мастер-класса — по 40 минут каждый. Тут есть цехи кофейной анимации и анимации лего, пикселяции и перекладки, мастерская оптических игрушек и цех кукольного театра — и все их ведут профессиональные мастера, художники и режиссеры. Тут же рядом продаются книги и можно поиграть в настольные игры. Все это скорее для детей, но есть и пятидневный экспресс-курс анимации для взрослых.
Британская анимация и немецкий авангард двадцатых годов
Архивные программы
Архивные программы — такая же важная часть фестиваля, как и современные премьеры. В этом году специалист по экспериментальному кино Андре Экардт привезет уникальную программу немецкого авангарда 1920-1930-х годов, включающую, помимо прочих, силуэтную "Кармен" Лотты Райнигер и эксперименты Рудольфа Пфеннигера с "нарисованным звуком". Британский Королевский колледж искусств привезет большую программу, в которой собраны лучшие студенческие работы последних тридцати лет — и не только.
C 30 октября по 8 ноября
Расписание на www.multfest.ru