На одной волне
Михаил Медведев, ортопед, хирург, имплантолог, главный врач центра стоматологии "Высшая школа", отмечает, что для получения прогнозируемого и ожидаемого результата врач и пациент должны находиться на одной волне.
Я работаю врачом-стоматологом уже 30 лет, и с течением времени отношения между врачом и пациентом претерпевают изменения. Если раньше пациент был безмолвным подчиненным, то сейчас люди имеют возможность выбирать такого врача, который будет общаться с ними на равных. Однако партнерство для пациента не всегда оказывается по плечу, потому что это ответственность, которую врач делит с ним. Очень часто пациенты говорят: "Доктор, мы ничего в этом не понимаем. Поэтому делайте так, как считаете нужным". И в моей практике был такой случай, когда поддался соблазну сэкономить время на объяснениях и согласованиях плана лечения. Когда все уже было готово, пациент не одобрил результата, и работу пришлось переделывать. Пациент должен участвовать в обсуждении плана лечения, чтобы максимально представлять себе, каким будет результат. На мой взгляд, когда пациент не полностью представляет себе процесс и результат, лучше не приступать к лечению, а все-таки еще раз пообщаться с пациентом более детально.
Мне нравится, когда пациенты любопытны, настойчиво добиваются от меня информации о состоянии своего здоровья. Тогда наступает мой выход. И весь мой опыт и знания работают на меня и на моего пациента. И еще. Пациент должен быть корректен и терпелив. Это очень важные качества, потому что лечение может быть длительным. Процесс лечения иногда затягивается на несколько лет. Представьте себе, насколько должен человек доверять своему врачу, чтобы выдерживать общение с ним столь длительный период. Если результат оправдывает все, то наступает момент истины и пациент для врача становится идеальным, а врач — идеальным для пациента.
Я считаю, что все обсуждается: и планы, и сроки лечения, и изменения в этом процессе, неизменными должны оставаться только медицинские показания для лечения. Существует еще и юридический аспект, это федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который регламентирует отношения врача и пациента. Согласно закону, как у врача, так и у пациента есть права и обязанности. При составлении плана лечения врач обязан информировать пациента о всех аспектах лечения и согласовать этот план. Взаимодействие врача и пациента очень важно, поскольку наше лечение связано с восстановлением не только функции и эстетики, то есть красивой улыбки. Понятие эстетики у всех разное, поэтому приходится проводить предварительную работу как врачу, так и зубному технику и показывать результат этой работы пациенту. Лучше сначала получить одобрение пациента временных реставраций и только потом приступить к основной работе.
Мнение родственников нужно всегда учитывать, но расставлять приоритеты и ни в коем случае не отходить от принципа "не навреди" и сохранять врачебную тайну.
В эпоху интернета невозможно оградить человека от информации, поэтому, конечно же, хорошо, что уровень подкованности пациента в вопросах здоровья растет. Если пациент знакомится с грамотными знаниями, то это хорошо, и мне, как врачу, работать с таким пациентом легко. Если пациенту попадается реклама или пиар-акция, а такой информации, к сожалению, больше, то это очень плохо. И вот, получив такую информацию, пациент приходит на прием, и потом у него очень много времени уходит на то, чтобы вникнуть в суть проблемы и расставить все на свои места.
Одним из основных этапов в диагностике и лечении является информированное согласие. Мне кажется, лучше проинформировать пациента не только о проблеме, которая у него имеется, но и о том, как ее решить и какие осложнения могут возникнуть, если ничего не предпринимать. Мало того, на мой взгляд, врач должен информировать пациента и о тех осложнениях, которые могут возникнуть в результате медицинских манипуляций. Если врач обладает определенным опытом и знаниями и выстраивает информирование пациента в комплексе, а не выхватывая одну только проблему, то очень тяжело будет скатиться до страшилок. Это вопрос профессионализма и совести врача.
Я считаю, что пациент имеет право находиться в плохом настроении, так как он приходит со своей проблемой, болью, страхом, рассчитывает на помощь врача. Врач в подобной ситуации не имеет права на демонстрацию своего плохого настроения. Но для получения хорошо прогнозируемого и ожидаемого результата в идеале врач и пациент должны находиться на одной волне.