«Чтобы удерживать сотрудников, надо предпринимать какие-то меры»

Работники могут остаться без премий и бонусов в следующем году

Работодатели могут оставить своих сотрудников без премий. Лишь 9% компаний точно выплатят бонусы в следующем году. Самые щедрые отрасли — автомобильный бизнес, банки и IT. Таковы данные исследования портала HeadHunter. Согласно проведенному опросу, четверть работодателей не планируют выплачивать премии в следующем году. 55% пока только заложили эти расходы в свой бюджет. Однако компании еще могут изменить планы, если не достигнут необходимых показателей по итогам года. Руководитель консалтингового направления аналитического центра HR Data Валерия Чернецова ответила на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

— Если сравнивать текущие показатели по выплате премии с предыдущим годом, насколько серьезно изменилась ситуация?

— Дело в том, что нельзя сказать конкретно, мы имеем данные за прошлый год, что по данным HeadHunter, 68% работодателей выплатили бонус. В этом году ситуация пока складывается, что есть более 50% компаний, которые сомневаются и откладывают принятие этого решения на более поздний срок. В принципе, видно, что компании многих отраслей все-таки готовы будут этот бонус выплачивать. Я думаю, что порядка 50% точно выплатят. Вопрос, конечно, в размере бонуса. Мы так полагаем, что все-таки средний размер бонуса в 2015 году будет на 30% ниже, чем в прошлом году. И естественно получат как бы не все, будет более дифференцированный подход.

— А как работодатели объясняют свое решение не выплачивать бонусы, все кивают на кризис, или есть другие некие внутренние причины?

— Безусловно, в каждой компании это индивидуальная ситуация. Но в большинстве случаев, конечно, такая неспокойная сложная экономическая обстановка влияет на финансовое положение компании, ее финансовое благополучие. Естественно, если не достигается каких-то плановых показателей, то это, в первую очередь, будет влиять на решение о принятии выплаты бонусов за год.

— Насколько в целом это стратегически правильное решение — отказаться от бонусов, как вы считаете, не приведет ли это к некой демотивации персонала?

— Я думаю, что демотивация у нас в какой-то степени и так присутствует, потому что многие компании и индексации не проводили и год, и два. Естественно, размер этой бонусной части ежемесячно, ежеквартально тоже или снизился, или где-то вообще не выплачивается. Естественно, все это демотивирует сотрудников, и чтобы как-то поддержать, все равно пора приступать к какому-то вознаграждению сотрудников тех компаний, где это долго не делалось. И те, кто принимает решения все-таки индексировать или бонусы проводить, пытаются сохранить команду, потому что иначе в следующем периоде, в следующем году будет сложно работать, если начнется исход сотрудников из компаний.

— А бонусы в чем заключаются, интересно, есть ли компании, которые на смену премиям предлагают некую альтернативу, возможно, корпоративный новогодний тур за границу как вариант?

— Возможно, есть такая ситуация. Мы отказываемся от бонусов, но предлагаем вам какие-то вот хорошие новогодние праздники. Но я думаю, что для сотрудников на самом деле важнее материальная часть, материальное вознаграждения, чем вот эти вот корпоративные нематериальные плюшки.

— Как за рубежом компании действуют в подобных ситуациях во времена кризиса?

— Я думаю, что ситуация похожая, основной акцент делается на достижении финансовых результатов, если они не соответствуют заявленным планам, то идет пересмотр бонусной части и соответственно возможен даже и отказ.

— Как в целом работодатели оценивают эту ситуацию, сложившуюся сейчас по невыплате бонусов, как они ее комментируют?

— Таких комментариев я сейчас не могу вам процитировать, если просто говорить об общем мнении, то я думаю, что руководство HR-департамента все-таки озабочено той ситуацией, если не могут в полной мере как-то оправдать ожиданий своих сотрудников по бонусной части, и это создает определенные сложности в работе с персоналом, потому что происходит демотивация сотрудников, и чтобы удерживать, надо какие-то меры предпринимать.

Вся лента