«В любой кризис бездельников становится меньше»

Только 9% компаний намерены выплатить бонусы сотрудникам в следующем году

Работодатели могут оставить своих сотрудников без премий. Лишь 9% компаний точно выплатят бонусы в следующем году. Самые щедрые отрасли — автомобильный бизнес, банки и IT. Таковы данные исследования портала HeadHunter. Согласно проведенному опросу, четверть работодателей не планируют выплачивать премии в следующем году. 55% пока только заложили эти расходы в свой бюджет. Однако компании еще могут изменить планы, отметила руководителю проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter» Наталья Данина.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

«Компании ориентируются, в первую очередь, на свои финансовые показатели: "Будет возможность, значит — выплатим, не будет, значит — как получится". Наиболее стабильную позицию занимают более крупные компании. Они более точно планируют возможность годового бонусирования на следующий год. Если конкретно про автомобильный бизнес, то это скорее ожидание хорошего, и планы могут так и остаться планами. IT-отрасль традиционно чувствует себя очень хорошо, демонстрирует планы по увеличению заработных плат и, естественно, возможности годового бонусирования своих сотрудников, топ-менеджеров и так далее», - сообщила Данина.

Скорее всего, без годовых бонусов останутся сотрудники медийных и маркетинговых компаний. Дополнительные выплаты могут также отменить компании в сфере торговли и в отрасли машиностроения. Впрочем, скупые работодатели рискуют лишиться части сотрудников, уверена руководитель консалтингового направления аналитического центра HR Data Валерия Чернецова.

«Многие компании и индексации не проводили и год, и два. Естественно, размер этой бонусной части ежемесячно, ежеквартально тоже или снизился, или где-то вообще не выплачивается. Естественно, все это демотивирует сотрудников, и те, кто принимает решения все-таки индексировать или бонусы проводить, пытаются сохранить команду, потому что иначе в следующем периоде, в следующем году будет сложно работать, если начнется исход сотрудников из компаний. Для сотрудников на самом деле важнее материальная часть, материальное вознаграждение, чем вот эти вот корпоративные нематериальные плюшки», — пояснила в эфире «Коммерсантъ FM» Чернецова.

По оценкам экспертов, большинство компаний либо оставят размер премий на прошлогоднем уровне, либо сократят выплаты на 30%. Кроме того, работодатели станут привязывать бонусы к конкретным результатам работы сотрудников. В кризис такой подход может резко повысить производительность труда в компании, считает бизнес-тренер Илья Богин.

«То, что сейчас происходит, это не сокращение бонусов, а приведение ситуации в норму, а именно: вознаграждение за реальные достижения, а не просто за позицию, не просто за выслугу лет. Ожидать оттока специалистов, менеджеров и персонала не приходится. Как минимум, потому что рынок на данный момент нельзя назвать "рынком кандидата". В любой кризис бездельников становится меньше, потому что весь балласт, включая ленивых, нетрудоспособных особо и привыкших ничего не делать и получать большие бонусы сотрудников, сольется», — отметил Богин.

Согласно исследованию компании PricewaterhouseCoopers, реальные доходы россиян в 2014-2015 годах упали сразу на 6%. При этом компании стали все чаще мотивировать сотрудников нематериальными бонусами.

Полина Смертина

Вся лента