Равнение на середину
Ставки
Сверхдоходные вклады и сверхдорогие кредиты уходят в прошлое. Постепенное снижение ставок Центробанка заставляет коммерческие банки понижать процентные ставки как по депозитам, так и по ссудам. А вступившие в силу во втором полугодии текущего года новые правила регулирования делают практически невозможным существование вкладов с доходностью значительно выше среднерыночной. Равно, впрочем, как и сверхдорогих банковских кредитов.
Понижение обязывает
После резкого поднятия ключевой ставки до 17% годовых в середине декабря прошлого года в нынешнем году Банк России приступил к постепенному ее снижению. С начала года ЦБ уже пять раз принимал решение о понижении ключевой ставки; последнее понижение вступило в силу в начале августа: ставка опустилась с 11,5% до 11% годовых.
Действия регулятора вполне объяснимы. Высокие процентные ставки, безусловно, стимулируют процесс сбережения и способствуют укреплению курса рубля, а также замедлению инфляции. Однако при этом под ударом оказывается экономика: для многих отраслей соответствующие кредитные ставки оказываются запретительными. Поэтому, как только наметилась тенденция к снижению инфляции, ЦБ начал снижать ставки.
Вместе с тем банкиры полагают, что этап быстрого снижения ставок либо завершен, либо близок к завершению: все опрошенные „Ъ“ эксперты заявили, что Центробанк до конца года если и продолжит снижать ключевую ставку, то гораздо более медленными темпами.
«Замедление недельных темпов прироста индекса потребительских цен позволяет сделать вывод о том, что пик годовой инфляции — 16,9% г/г по итогам марта — преодолен,— говорит заместитель председателя правления Росбанка Алекси Лакруа.— Вместе с тем в экономике РФ сохраняются существенные инфляционные риски, в частности со стороны тарифных решений относительно естественных монополий и масштабных расходов бюджета. Дополнительное давление на инфляцию может создать новая волна девальвации рубля в последние месяцы. Банк России находится в цикле смягчения денежно-кредитной политики, однако снижать ключевую ставку регулятор вынужден с оглядкой на высокие показатели инфляции и вернувшуюся на российский валютный рынок волатильность. Базовый прогноз экономистов Росбанка на сегодня предполагает снижение ключевой ставки ЦБ до 10% к концу 2015 года, при этом в сентябре регулятор, вероятно, возьмет паузу и воздержится от очередного снижения ключевой ставки».
«Политика Центробанка по снижению ставки вполне закономерна, так как в нынешних условиях экономика остро нуждается в дешевых кредитных ресурсах. Однако в ближайший квартал мы не ожидаем дальнейшего снижения ключевой ставки. По нашим прогнозам, для поддержания вектора движения ставки возможно ее снижение максимум на 0,25–0,5»,— полагает заместитель директора департамента розничных продуктов Абсолют-банка Антон Павлов.
«Тенденция плавного снижения ключевой ставки достаточно устойчива,— считает начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков.— Намерение ЦБ следовать ей видно из его последнего решения: несмотря на то что были некоторые основания сделать паузу и ставку не менять, она была уменьшена на 0,5 п.п. Это приводит к упрощению доступа к кредитным ресурсам и оживлению экономики. В июле, несмотря на сезонный минимум, розничные кредитные портфели банков впервые за этот год не снизились. Мы ожидаем увидеть 10% до конца года».
Снижение ставок Центробанка означало удешевление фондирования для крупнейших банков и, естественно, ретранслировалось на ставки на кредитном и депозитном рынках. «В марте—апреле 2015 года в большинстве сегментов рынка наметилась понижательная динамика ставок. По предварительным оценкам, вклад снижения Банком России ключевой ставки в январе-апреле 2015 года в понижение кредитных ставок составил 1,0–1,5 процентного пункта. При этом потенциал снижения кредитных ставок вслед за происшедшим снижением ключевой ставки еще не исчерпан»,— говорится в аналитических материалах ЦБ.
Сыграло, видимо, свою роль также и то, что высокий уровень депозитных ставок в начале года привел к значительному притоку средств частных лиц: за первое полугодие объем их вкладов вырос на 7,2%, или на 1,34 трлн руб. Учитывая, что объемы кредитного портфеля банком при этом сокращались, можно предположить, что банковская система в целом не испытывала особой нужды в деньгах населения, что также способствовало снижению ставок по депозитам.
«Вслед за ключевой ставкой, которая, в отличие от ставки рефинасирования, действительно влияет на стоимость фондирования, снижаются и другие ставки. Сначала по депозитам — так банки уменьшают стоимость фондирования, потом и по кредитам — так банки используют снижение стоимости фондирования в конкурентной борьбе за клиента»,— рассказывает Дмитрий Лепетиков. При этом, по информации пресс-службы ВТБ 24, снижение ставок по депозитам банка в текущем году было весьма значительным. Если в начале года максимальная доходность по рублевым вкладам составляла 15,2% годовых, то к концу августа — 11,05% годовых, максимальная доходность вкладов в долларах упала с 5,5% до 3,3% годовых, в евро — с 5,3% до 2,6%.
В крупнейших негосударственных банках наблюдалась аналогичная тенденция. «По кредитным продуктам наш банк устанавливал ставки кредитования исходя из фактически сложившихся рыночных условий — в первую очередь стоимости фондирования и уровня риска по новым выдачам,— рассказывает директор по продуктам и вторичным продажам Альфа-банка Станислав Исмагилов.— В декабре прошлого года средний уровень ставок был увеличен как реакция на решение ЦБ о резком увеличении ключевой ставки. После нового года банк несколько раз проводил понижение процентных ставок, следуя рыночным тенденциям. В последний раз ставки были понижены по кредитам наличными с 10 августа нынешнего года. Относительно депозитных продуктов по всем банкам ситуация одинаковая: в конце 2014-го было значительное повышение ставок, затем наблюдалось постепенное снижение. Последний раз в Альфа-банке ставки снижались в июне 2015 года».
В банках «второго эшелона» ставки также падали. «Безусловно, значение ключевой ставки ЦБ влияет на цены банковских инструментов,— говорит Антон Павлов.— Ее снижение приводит к уменьшению стоимости ресурсов для банков, снижению депозитных ставок и, как следствие, ставок по активным операциям. Так, по ипотечным кредитам на приобретение строящегося и готового жилья ставки Абсолют-банка в июне снизились на 0,95–2,45 процентного пункта. При этом процесс снижения кредитных и депозитных ставок всегда требует времени: после изменения ключевой ставки ЦБ и до снижения ставок существует переходный период от одного до трех месяцев.
Эксперты ожидают дальнейшего снижения ставок по кредитам и депозитам. «Уровень кредитных и депозитных ставок российских банков в обозримой перспективе должен снижаться вслед за ожидаемым снижением ключевой ставки ЦБ, — прогнозирует Алекси Лакруа. —
Но не исключено, что темпы снижения ставок в экономике будут „запаздывать“ по сравнению с темпами снижения ключевой ставки.
Так, банки консервативно оценивают кредитные риски заемщиков в условиях рецессии, что сказывается на ставках по кредитам. Одновременно с этим банки, вероятно, постараются избежать излишне резкого снижения ставок по депозитам, которое способно спровоцировать отток привлеченных в конце 2014 года по высоким уровням ставок средств. Что касается Росбанка, то ставки Центрального банка имеют ключевое влияние на формирование банком процентной политики по кредитам и депозитам, уровень ставок по которым корректируется на постоянной основе. С начала года Росбанк снизил ставки по розничным кредитам в среднем на 3–5,5 процентного пункта. Снижение ставок по ипотечным кредитам достигало 5,8 процентного пункта, по потребительским — 6 процентных пунктов».
Контрольный замер
Объективный экономический процесс снижения ставок по кредитам и депозитам вслед за снижением ключевой ставки Центробанка будет во второй половине текущего года поддержан и чисто административными методами. С 1 июля вступили в действие новые правила регулирования, предусматривающие значительно более жесткий контроль за кредитными и депозитными ставкам банков.
На рынке депозитов ориентиром будет считаться ежемесячно рассчитываемый Банком России базовый уровень доходности вкладов. Отметим, что этот показатель ЦБ рассчитывал и ранее и рекомендовал банкирам не превышать уровень базовой доходности более чем на 3,5 процентного пункта. Разумеется, мало кто решался не прислушиваться к рекомендациям регулятора; вместе с тем, по словам банкиров, реального четко прописанного механизма наказания «провинившихся» у денежных властей не было. («С 22 декабря 2014 года объектом специального внимания органа банковского надзора будут случаи отклонения установленной банками ставки по вкладам в российских рублях от расчетной среднерыночной максимальной процентной ставки более чем на 3,5 процентного пункта»,— было обещано в пресс-релизе ЦБ.)
Теперь он появился. При превышении уровня доходности вкладов над базовым на 2–3 процентных пункта хотя бы по одному типу вклада банк начинает перечислять страховые взносы в фонд страхования вкладов по «дополнительной» ставке, которая может превышать обычную ставку до полутора раз. Если же превышение составит более 3 процентных пунктов, начинает применяться «повышенная дополнительная» ставка страховых взносов, которая может составлять до 500% от обычной ставки отчислений. Фактически такой уровень ставки является запретительным. Конкретные значения базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов устанавливает Агентство по страхованию вкладов.
При этом необходимо отметить, что для расчета базового уровня доходности вкладов ЦБ использует ставки по вкладам в банках, привлекших в совокупности две трети общего объема вкладов населения в российских банках. А две трети вкладов населения как раз приходится на десять крупнейших игроков рынка частных вкладов, среди которых четыре — государственные или квазигосударственные (Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк, Россельхозбанк). Поэтому можно практически гарантировать, что на рынке частных вкладов установится жесткая дисциплина и ставки по депозитам будут на том уровне, который денежные власти сочтут наиболее комфортным.
Ставки на рынке розничного кредитования также будут регулироваться. Такое регулирование предусмотрено законом «О потребительском кредите (займе)», вступившим в силу с 1 июля 2014 года. Согласно его нормам, Банк России ежеквартально рассчитывает и публикует среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита по категориям потребительских кредитов и по разным категориям кредиторов (для кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов). На момент заключения договора потребительского кредита его полная стоимость не может превышать рассчитанного Банком России среднерыночного значения соответствующей категории займа более чем на одну треть.
Отметим, что первый раз ЦБ опубликовал среднерыночные значения полной стоимости потребительского кредита в ноябре 2014 года — предполагалось, что они начнут применяться с первого квартала 2015 года. Однако позже, в декабре, Банк России выпустил указание, в соответствии с которым применение ограничений на максимально допустимый размер ставок упразднялось на период с 1 января до 1 июля 2015 года. Поэтому данная практика реально начала применяться только с 1 июля. Так что предельно допустимые ставки по разным типам потребительских кредитов на третий и четвертый кварталы текущего года уже известны. И в целом они, как и ставки по депозитам, также имеют тенденцию к снижению (см. таблицу).